Снегурочка в предрассветном мире: новое прочтение известной сказки на сцене Урал Оперы
Над концепцией спектакля команда работала год.
Жители царства Берендея уже 15 лет живут в предрассветном мире – солнце не всходит на горизонте, бог Ярило отвернулся от них. Берендеям не остается ничего, кроме как имитировать естественный ход вещей в природе – они аккуратно следуют ритуалам, празднуют Масленицу, потом высаживают бутафорские цветы, пытаясь доказать богам крепость своей веры. В таком "постапокалиптическом" мире и появляется Снегурочка в новой постановке знаменитой весенней сказки Николая Римского-Корсакова на сцене Урал Оперы. Ледяная девочка, дочь Весны и Мороза, станет предвестницей восстановления гармонии природных сил.
Обсуждение одной только концепции спектакля длилось около года и это был "мучительный процесс", рассказал журналистам на презентации 22 января директор театра Андрей Шишкин. Авторам шаг за шагом приходилось доказывать обоснованность каждого художественного решения, и результат не разочаровал.
В команду постановщиков спектакля вошел режиссер Антон Морозов, художница Екатерина Никитина. Для обоих эта работа станет дебютом на оперной сцене. Дирижером выступит Павел Клиничев.
Пространство богов в первом акте – это пространство вакуума. На эскизе – мать Снегурочки Весна
Новая постановка будет качественно отличаться от классической "Снегурочки", вошедшей в репертуар театра в 2006 году и не меньше 10 сезонов не сходившей со сцены. Это хорошо видно по предложенному художником визуальному решению.
Мы всегда воспринимали "Снегурочку" как некую бытовую историю. В новой постановке предпринята более глубокая попытка – материал рассматривается на качественно ином уровне. Может быть, неудачное сравнение, но это сюжет, подобный гибели богов, – отметил Андрей Шишкин.
В современных условиях классическая постановка оперы, как ее принято было воссоздавать раньше – с костюмами в орнаментах и историческом антураже – уже не будет работать, убеждены в театре.
– Это не работает, потому что время изменилось, у нас другое восприятие мира, мир меняется", – отметил руководитель театра.
В мире берендеев уже 15 лет не всходит солнце, но местные жители продолжают следовать ритуалам, чтобы доказать свою веру богам
Действие в пьесе Островского происходит в доисторические времена. При создании костюмов художник использовала вневременные, собирательные образы языческих сообществ
Есть фраза, от которой мы отталкивались: "смерть Снегурочки печалить нас не может". Для Снегурочки нет ничего важнее того сиюминутного чувства и опыта, которые она получила на Земле. Это того стоило даже с учетом дальнейшего развития событий, – отметил режиссер спектакля Антон Морозов.
Он подчеркнул, что в работе над материалом акцент был сделан на символическую, поэтическую составляющую.
Антон Морозов
– У нас была возможность чувственно подключиться к материалу, взглянуть на него, используя свою оптику. Не стоит думать, что это будет эпатажный спектакль, мы очень бережно подошли к этой сказке, для нас это даже какая-то интимная история", – отметил он.
В работе над костюмами язычников были найдены орнаменты, которые символизируют вымышленный доисторический мир
Нарочито современный наряд Берендея вызвал, пожалуй, больше всего вопросов у присутствовавших на презентации.
– В разных текстах, когда речь идет о Берендее, ударение ставится по-разному: он то чудный, то чудной. У нас этот персонаж вбирает в себя обе эти характеристики, – отметил Антон Морозов.
Он добавил, что Берендей и должен выделяться из общей массы, поскольку он – единственный носитель знаний, глава племени. Когда появляется Снегурочка, он уже понимает, чем это обернется.
– Его облик – некая соринка в глазу. Это необходимо, чтобы на уровне ощущений у зрителя появлялось чувство, что что-то идет не так. Таких "соринок" в спектакле множество. Все для того, чтобы напряжение постепенно нарастало и аудитория была готова к кульминации, которая произойдет в третьем действии.
Раскрывать же содержание самого напряженного третьего акта постановщики не стали, решив сохранить эту интригу до премьеры. Первые показы оперы запланированы на 20–22 июня.
Еще в сюжете: Культуру - в массы!
- В Музей истории Екатеринбурга не попасть по Пушкинской карте
- Лучшие документальные фильмы года покажут в Екатеринбурге бесплатно
- Главный хормейстер "Битвы хоров" Ким Брейтбург приедет в Екатеринбург
- Урал Опера Балет готовит пять премьер
- Шукшин, рок-мюзикл, "Любовь и голуби": театры Екатеринбурга рассказали о премьерах нового сезона