Здесь записывают в ворожцовцы?
О бенефисе народной артистки Любови Ворожцовой.
Миниатюрная хрупкая женщина с глазами, полными слез, – такой предстает Любовь Ворожцова в спектакле Екатеринбургского ТЮЗа по знаменитой повести Владимира Железникова "Чучело". Два часа на одном дыхании, не снижая градус эмоционального напряжения.
19 января состоялся спектакль, посвященный юбилею народной артистки, которую называют уральской Джульеттой Мазиной (они со знаменитой музой Федерико Феллини внешне чем-то похожи). Нужно ли говорить, что пока на сцене шло действие, больше 700 человек в зале, в основном это школьники, сидели не шелохнувшись. А под конец они несколько минут аплодировали, не отпуская именинницу и остальных артистов.
"Чучело" – безусловный хит современного репертуара театра, в котором Любовь Ворожцова играет одну из центральных ролей – она Елена Николаевна Бессольцева. Понимают ли ребята, кого им сейчас посчастливилось увидеть в этой роли?
Мадам Роза
Если бы степень зрительской любви измерялась количеством подаренных букетов, то в этот день счетчик бы точно зашкалило. Под занавес сцену просто захлестнуло цветочной волной: десятки букетов – большие и маленькие, корзинами и охапками – надо полагать, цветочная торговля в Екатеринбурге в День бенефиса Ворожцовой почувствовала небывалый подъем.
– Букет с характером Любочки, – говорит соседка по креслу в зрительном зале и, улыбаясь, показывает на один из них. Это – о пудровых розах с белыми хризантемами и розовыми альстромериями.
Поздравить Любовь Ворожцову пришли многие руководители – в зале присутствовали свердловский министр культуры Светлана Учайкина и глава управления культуры города Илья Марков, председатель Екатеринбургской городской думы Анна Гурарий и ее первый зам Михаил Матвеев, представители региональной ячейки зачитали поздравительный адрес от председателя Союза театральных деятелей Владимира Машкова.
Существуют люди, которые определяют само понятие театра. Есть такой человек в театре – театр существует. Для нас этот человек – Любовь Ворожцова, – сказал после спектакля директор ТЮЗа Сергей Радченко. Молодые артисты позже добавят: "Для нас Любовь Эвальдовна – учитель и душа этого театра".
С директором Театра юного зрителя Сергеем Радченко
С первым заместителем председателя думы Екатеринбурга Михаилом Матвеевым
Еще бы: 51 год на сцене Екатеринбургского ТЮЗа (говорят, это абсолютный рекорд), за это время создано более 130 ролей. Любовь Ворожцова – вторая по счету артистка, которую удостоили национальной премии "Арлекин" (до этого ее присуждали только режиссерам). А негласно, это она – обладательница самого звонкого и заразительного смеха в стране.
Не врать на сцене
Любовь Эвальдовна начинала в театре в амплуа травести – играла мальчишек-школьников. Чтобы тоньше прорабатывать характеры, перелопатила множество книг по психологии, изучала поведение детей в школах. Говорят, она была второй по популярности в стране актрисой подобного плана. С первых шагов на сцене под крыло ее взял знаменитый режиссер Юрий Жигульский. Именно он специально под миниатюрную девочку написал инсценировку и поставил шолоховского "Нахаленка", этот спектакль принес Ворожцовой общероссийскую известность.
"Нахаленок", режиссер Юрий Жигульский. Фото из архива Любови Ворожцовой
– Если вспоминать тот театр, театр Жигульского, слушайте, ну это был великий театр. Эти спектакли, этот "Нахаленок" у меня до сих пор стоит перед глазами: "Смотри, дедушка! Вот выпадут у тебя зубы, я тебе жевать не буду!" И другие спектакли, многих актеров уже и нет на свете. Там была такая правда, какая-то подлинность невероятная, какая иногда возникала и в этом театре, – напомнил в поздравительной речи режиссер и драматург Николай Коляда.
Роли, которые Любовь Ворожцова сыграла в его собственном театре, тоже не обошли вниманием.
– Это только кажется – вот был спектакль и нет, – отметил Коляда. – Но это все остается в памяти поколений. И вы учите многому. Люба научила не врать на сцене. Люба не умеет врать, она всегда настоящая и правдивая.
Речь произносит Николай Коляда
Принято считать, что век травести короток, но это не относится к Любови Ворожцовой. Ее талант шире и объемнее, "взрослые" характерные роли – это тоже её амплуа.
С ней легко и сложно существовать на одной сцене. Она – актриса удивительной правды и огромного мастерства", – признается партнер Любови Ворожцовой заслуженный артист России Александр Викулин.
Вместе с актрисой они, как говорится, не один пуд соли съели. А сейчас на разных сценах города идет их совместный пронзительный спектакль "Любовные письма", поставленный Ильей Ротенбергом.
Жажда новых ролей
Еще одна неизменная черта Любови Ворожцовой – она работает, словно где-то в тайнике у нее для подпитки есть маленькая электростанция, генерирующая положительные эмоции. Судите сами: в день юбилея актриса отыграла два двухчасовых спектакля "Чучело", а после – отработала еще несколько сложнейших часов на сцене на своем юбилейном вечере – пела, танцевала, разыгрывала скетчи, одаривая гостей теплом и любовью.
Трудно поверить, что эта красивая женщина, которая с полуслова или полувзгляда коллег срывается с места и танцует самый залихватский танец, отмечает 75-летний, а не 25-летний юбилей! Один из молодых актеров заметил: "Мне тяжело, а я смотрю на Любовь Ворожцову, у нее все легко получается".
Можно добавить: не только все получается, но и жажда новых ролей не угасает. "Я не мыслю своей жизни без театра", – призналась она и в этот раз, стоя перед полным залом, когда только что стихли овации в ее честь.
Здесь записывают в ворожцовцы?
Кстати, вводы артистов в репертуарные спектакли ТЮЗа часто просят делать именно Любовь Ворожцову, ее опыт – бесценен для молодежи. Не случайно в кульминации посвященного ей концерта-капустника кто-то спросил вдруг: "Это здесь записывают в ворожцовцы?" Ритуал торжественного посвящения присутствующих тут же состоялся. Однако очевидно, что истинных ворожцовцев в Екатеринбурге и на Урале вообще – намного больше, не одна сотня, и число их постоянно растет.
"Я счастливый человек, я проживаю долгую жизнь, в которой случилось столько прекрасного!" – эту реплику своей героини из "Чучела" Любовь Эвальдовна относит и к самой себе. Нет сомнений, что впереди у нее прекрасного не меньше – столько же, сколько она день за днем совершенно бескорыстно дарит своему зрителю.
Елена МЕЗЕНОВА
Читать по теме: Беспощадный театр Любови Ворожцовой