Из-под земли достану! Как на Урале добывают изумруды
Репортаж из шахты.
На старейшем и единственном в Европе изумрудном руднике — Мариинском прииске — запустили новое оборудование. Корреспондентам "Уралинформбюро" удалось побывать на глубине 260 метров под землей и своими глазами увидеть весь процесс добычи драгоценных камней.
Прииск в поселке Малышева (Асбестовский район Свердловской области) был основан еще в позапрошлом веке на месте так называемых изумрудных копей Урала - одного из богатейших в мире месторождений бериллиевой руды. В этой руде и содержатся известные всем ценителям самоцветов изумруды, бериллы и александриты.
Сегодня предприятие находится под управлением компании "РТ-Капитал" (входит в госкорпорацию "Ростех") и считается одним из трех крупнейших месторождений изумрудов в мире. Ежегодно в уральском поселке перерабатывает 94 тысячи тонн руды и добывает 150 килограммов изумрудов, 15 килограммов александритов, более 5 тонн бериллов.
И эти цифры не предел: по словам исполнительного директора прииска Виталия Шапошникова, изумрудные жилы под рудником тянутся на глубину до 800 метров. Значит, для их разработки нужна и сложная система забоев, и соответствующая техника.
Ее создали инженеры предприятия. Горнопроходческий щит "Восток-10", не имеющий аналогов в России и за рубежом, предназначен для "прогрызания" вертикальных выработок между горизонтами шахты, способен проходить в высоту до 10 (а если порода оказалась мягкой, то и до 15) метров в месяц — и оборудован устройством, защищающим шахтеров от внезапных обвалов горной породы во время работы.
А самое главное - "Восток-10" позволит уральским горнякам впервые за 20 лет начать работы по добыче на новых изумрудно-бериллиевых участках месторождения.
Чтобы увидеть работу нового оборудования воочию, журналистам пришлось спуститься на двухэтажном лифте на сотни метров ниже уровня моря. Здесь раскинулся огромный подземный город, оборудованный узкоколейной железной дорогой.
Посреди тоннеля находится вибропитатель - устройство для измельчения горной породы, так называемого диорита,"взрыхленного" буром многотонной подземной махины. Диоритовую массу, выпавшую из пасти взрывающего землю "червя" в полость вибропитателя, тут же подхватывают подъехавшие по узкоколейке вагонетки. Под завязку груженый состав отправляется на следующий уровень шахты, где содержимое вагонов осмотрят геологи, чтобы отделить пустую породу от руды, где могут содержаться драгоценные камни.
Так горная порода из вибропитателя попадает в вагонетки
Запуск "Восток-10" - важное событие в масштабах не только горнодобывающей отрасли, но и экономики всего Среднего Урала. Старт работе комплекса был дан при участии начальника отдела горно-металлургического комплекса министерства промышленности и науки Свердловской области Алексея Жигалина.
Алексей Жигалин (справа) и Виталий Шапошников дают старт работе "Востока"
Шахтеры тоже в восторге от "обновки". Как заявил начальник производственно-технического отдела прииска Владимир Пургин, предприятие планирует в ближайшее время заказать еще один такой агрегат. Но на этом переоборудование прииска современной проходческой техникой не закончится.
"До конца года в рамках реализации инвестиционной программы на 2021 год на предприятии будут смонтированы еще два горнопроходческих щита. Их закупка позволит сконцентрировать силы на разведке и эксплуатации новых открытых изумрудно-бериллиевых участков, что обеспечит предприятие работой на ближайшие 30 – 50 лет", – заверил генеральный директор "РТ-Капитал" Кирилл Федоров.
Как утверждают сотрудники прииска, считается большой удачей, если в тонне горной породы обнаружится 7-граммовый изумруд. Видимо, в честь запуска нового щита удача решила улыбнуться горнякам. Едва журналисты "Уралинформбюро" в сопровождении работников прииска спустились на уровень ниже, как случилось чудо: из стены забоя под ноги шахтерам выпал крупный кусок руды с торчащим из него зеленым камнем.
Саму жилу тоже отлично видно: змеится молочной лентой по стене. Но добраться до нее непосвященному нелегко: весь пол так называемого "очистного блока", где ведется выработка руды, усыпан каменными глыбами.
Спустя минуту горную массу сгрузят в вагонетки, стоящие уровнем ниже, и отправят на тщательное обследование — на изумрудную фабрику, расположенную в соседнем корпусе.
Здесь творится главный акт "волшебства": руда промывается и отправляется небольшими кусочками на транспортер, где работницы фабрики вручную извлекают обнаруженные самоцветы.
Затем в соседней лаборатории эти самоцветы сортируют: отдельно кладут изумруды, отдельно бериллы (они используются для создания оксида бериллия, применяемого в металлургии) и александриты.
На завершающем этапе изумруды так же вручную очищаются и доводятся до "технически-нормативного" состояния: с помощью специальных измерительных инструментов им присваиваются "группа цвета" и "группа чистоты". От того, в какую группу попал камень, зависит его последующая цена в ювелирном магазине.
Например, изумруд темного, яркого цвета может "потянуть" на 120 тысяч рублей за один карат. Одна из составляющих этой цены — ежедневный, тяжелый, порой опасный для жизни труд уральских добытчиков.
Евгений СУСОРОВ