Главы Центробанка и Минцифры рассказали, как планируют бороться с кибермошенниками

На форуме в Екатеринбурге.

Минцифры России намерено активно применять биометрические данные граждан для защиты их аккаунтов на сайте Госуслуг от кибермошенников. О действенности этого метода рассказал 19 февраля на полях стартовавшего в Екатеринбурге форума "Кибербезопасность в финансах" замглавы министерства Максут Шадаев, сообщает "Уралинформбюро".

Вопросы борьбы с кибермошинничеством в финансовой сфере стали ключевой темой форума. По словам главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, только в прошлом году злоумышленники с помощью цифровых технологий похитили у граждан более 27 миллиардов рублей. При этом применяются самые разные схемы обмана, в том числе рассылка дипфейковых голосовых сообщений в мессенджерах, использование дропперских программ, а также взлом личных данных жертвы на сайте Госуслуг.

"Госуслуги очень популярный сервис, но к нему обманом могут получать доступ мошенники: меняют пароли, "угоняют" аккаунты пользователей, заказывают справки о доходах и кредитную историю, оформляют займы в микрофинансовых организация", – отметила руководитель Банка России.

В целях защиты аккаунтов на Госуслугах применяются разные методы двухфакторной авторизации, в том числе данные биометрии, сообщил Шадаев."Мы прекрасно понимаем, что код в смс [для входа на аккаунт Госуслуг] может перехватить злоумышленник. А биометрическая идентификация – самый безопасный второй фактор. У нас в тестовом режиме 20 000 пользователей ее поставили. Также в конце прошлого года мы запустили свою антифрод-платформу "Поговори с банком" по всему, что касается выписки справок 2 НДФЛ, кредитных историй и так далее", – пояснил он.

Также представители Банка России и МВД РФ в ходе форума пообещали активизировать обмен информацией по подозрительным действиям в финансовой сфере.

"В силах банковской системы максимально упростить для граждан подачу заявления в банк о мошенничестве. Поэтому с октября мы планируем обязать банки внедрить в свои приложения специальную кнопку, там же гражданин получит справку для заявления в полицию. И наоборот, в том же приложении человек может ответить банку, является ли та или иная операция от его имени мошеннической, если такой запрос поступил в Банк России от правоохранительных органов. Это требование коснется крупных банков и кредитных организаций, значимых на рынке финансовых услуг", – заверила Набиуллина

Скорость сообщения о мошенничестве чрезвычайно важна для пресечения преступных действий, отметил замглавы МВД России Андрей Храпов.

"Мы заключили договоры об обмене документами в электронном обороте с восемью финансовыми организациями, но хотелось бы, чтобы этих организаций было больше, – заявил он. – Поэтому МВД предложило внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, наделив дополнительными полномочиями следователей и дознавателей во внесудебном порядке блокировать подозрительные денежные операции сроком на десять суток. Центробанк это предложение поддерживает".