Части российских вузов хотят ограничить возможность готовить непрофильных специалистов

Их объединят в специальном реестре.

В России может появиться реестр разнопрофильных и специализированных вузов. С инициативой о его создании к министру науки и высшего образования Валерию Фалькову обратился вице-спикер Госдумы Борис Чернышов.

"В связи с растущей долей выпускников вузов, прошедших обучение по программам, непрофильным для их высшего учебного заведения, прошу рассмотреть возможность создания реестра разнопрофильных и специализированных вузов. Разнопрофильными вузами предлагается считать крупнейшие университеты страны, которые изначально или в течение многих лет готовят специалистов различных направлений, такие как, например, МГУ и СПбГУ. Специализированные же вузы должны оставаться ориентированными на подготовку кадров в одной сфере, например, медицинские, инженерные, педагогические и аграрные учебные заведения", – цитируют письмо "Известия".

Также, по мнению Бориса Чернышова, следует ужесточить правила получения специализированными вузами образовательной аккредитации при открытии новых непрофильных специальностей. Так, инженерные вузы не должны открывать гуманитарные факультеты без обоснования компетентности в данной области. Введение новых направлений подготовки должно быть мотивировано прежде всего необходимостью расширения образовательного спектра вуза.

"Особенно остро проблема стоит в сфере медицинского образования. Согласно данным за 2022 год, в России подготовку студентов в области здравоохранения и медицинских наук осуществляли 117 университетов и филиалов, среди которых были не только профильные медицинские вузы, так и непрофильные учреждения. Такая практика вызывает обоснованные сомнения в качестве подготовки медицинских специалистов в вузах, не имеющих должной образовательной базы для таких программ", – подчеркивает депутат.

Вице-спикер Госдумы отмечает, что зачастую технические вузы открывают гуманитарные факультеты, чтобы увеличить доход за счет приема студентов на коммерческой основе. Однако низкий уровень подготовки в таких подразделениях приводит к снижению качества образования в целом, выпускники же вынуждены переучиваться или работать не по специальности, что сказывается на рынке труда.