Глава Минобрнауки заявил, что Россия не откажется от бакалавриата и магистратуры

При этом добавится специалитет.

Российское высшее образование не отказывается от бакалавриата и магистратуры. При этом в системе вновь появится специалитет, сообщил глава Минобрнауки Валерий Фальков.

"Будущее за уникальным сочетанием специалитета, бакалавриата и магистратуры", – убежден министр.

Он объяснил, что при этом неправильно говорить о выходе из Болонского процесса.

"Формулировка "выход из Болонского процесса" не совсем верная, потому что, строго говоря, мы туда и не входили. Но давайте сначала разберемся, что такое болонский процесс. Это не какое-то международное юридическое обязательство, которое взяла на себя Россия. Это не договор, который можно было бы расторгнуть и выйти из него. Болонская система – это совокупность неких принципов, идей, которые были имплементированы в наше законодательство", – подчеркнул Валерий Фальков в интервью "Коммерсанту".

В результате, заметил он, российская высшая школа сформировалась под воздействием Болонской декларации.

Но сама жизнь, та ситуация, в которой мы оказались, – и те беспрецедентные экономические вызовы и ограничения, с которыми мы столкнулись, – ставят перед нами вопрос о том, как сегодня развиваться системе высшего образования. Речь не идет о том, что мы в одночасье вдруг отменим все, с чем жили больше 20 лет, и вернемся только к специалитету. Вовсе нет. Будут и бакалавриат, и магистратура", – прокомментировал руководитель ведомства.

Валерий Фальков назвал причины для того, чтобы сохранились три ступени "вышки", передает "Уралинформбюро".

"Во-первых, есть выпускники наших школ, да и много других людей, которые симпатизируют этим форматам образования. Почему бы не дать им возможность реализовать себя через получение бакалаврского или магистерского образования? Во-вторых, у нас миллионы людей получили бакалаврское образование, а без степени магистра они не смогут дальше продвигаться. Потому что у нас есть квалификационные требования к должностям, особенно на государственной гражданской службе, на правоохранительной службе. Ты не сможешь быть, допустим, судьей, если у тебя только бакалавриат по юриспруденции, нужно иметь степень магистра. Мы не можем этих людей ограничивать, это же конституционное право на образование", – рассказал министр.

Третий аргумент в пользу данной системы – привлекательность для иностранных студентов. Россия входит в топ-7 стран в мире по количеству учащихся из других стран. "Для них это понятная система, они могут приезжать учиться и потом возвращаться к себе, продолжать обучение", – отметил Фальков.

Глава Минобрнауки полагает, что "надо дать возможность индустрии самой вместе с университетами определить, какая форма наиболее востребована, а потом человек сам будет решать, куда он пойдет учиться". В связи с этим ожидается обсуждение будущего системы образования с профессиональным сообществом, что по итогу "оставить все лучшее и выбрать то, что будет характерно только для России".

"В любом случае, сейчас закон дает такую возможность, поэтому лучше изначально закрепить, чтобы таких вывертов не было. Вы посмотрите на экономистов и юристов – сколько людей сейчас поступают в магистратуру с непрофильным образованием? А в менеджмент сколько? И в результате мы имеем падение качества. Да, какие-то вузы смогут обеспечить должный уровень магистратуры, отличающийся от бакалавриата. Но я знаю много случаев, особенно в регионах, когда вузы не могут обеспечить два разных уровня сложности", – резюмировал он.

Уникальность отечественной высшей школы будет в том, что по ряду направлений специалитет станет приоритетной формой получения диплома. Валерий Фальков допускает, что его могут распространить на подготовку врачей, инженеров, будущих сотрудников медицинской микробиологии, фундаментальной и синтетической биологии, химической отрасли.

Глава Минобрнауки добавил, что перестройка системы будет плавной и растянется на многие годы вперед.

О создании собственной уникальной системы высшего образования Минобрнауки объявило 25 мая. Отказ от Болонского процесса стал актуален на фоне введенных западными странами ограничений.