"Омикрон" – обычная простуда? Эксперты раскритиковали заявление свердловского губернатора
Вирус по-прежнему опасен.
Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев на фоне ощутимого роста заболеваемости коронавирусом в регионе разместил в Instagram успокоительный пост. Он поделился, что прочитал исследование американских и японских ученых – те провели исследование на хомяках и пришли к выводу "что этот штамм коронавируса гораздо легче, чем все предыдущие".
"Да, "омикрон" гораздо более заразен, но также значительно менее вирулентен. Он больше похож на привычный нам ОРВИ", - написал руководитель и предложил свердловчанам немного успокоиться.
Стоит отметить, с похожей риторикой выступают и другие официальные лица в России. Например, о том, что коронавирус "разучился" проникать в легкие, накануне сообщила руководитель Роспотребнадзора Анна Попова.
Однако опрошенные корреспондентом "Уралинформбюро" эксперты считают большой ошибкой проводить параллели между "омикроном" и простудой.
Главный профилактолог УрФО Сергей Токарев:
– Несколько опрометчиво и преждевременно рассуждать о том, что болезнь, вызванная "омикроном" – это обычная простуда, просто сопли. Мы не наблюдаем этого ни по показателям смертности, ни по числу госпитализаций, которые растут на глазах. И сравнивать омикрон-цунами со временами сезонных эпидемических подъемов обычных ОРВИ никак нельзя.
Каждый третий заболевший COVID в Перми, на Ямале и в других регионах – ребенок. Более того, в разы увеличивается количество госпитализаций детей. Это очень заметно в Москве, Санкт-Петербурге, рост происходит и в УрФО. В Свердловской области 15% госпитализаций приходятся на детей. В ЯНАО за две недели количество детей, госпитализированных с COVID-19, выросло втрое!
При всех своих мутациях "омикрон" все же остается коронавирусом и говорить о том, что он превратился в банальную простуду – это как небо с землей поменять местами. Он по-прежнему вызывает серьезные постковидные осложнения, в том числе у детей (мультисистемный воспалительный синдром, сахарный диабет).
Да, действительно, мы видим по КТ-картине у пациентов с "омикроном", что доля пневмоний по сравнению с "дельтой" уменьшилась, но это не значит, что исчез ковид-ассоциированный системный воспалительный ответ.
Вирус по-прежнему запускает множественные воспалительные процессы в сосудистом русле и неврологические осложнения. Мы нередко сталкиваемся с таким явлением, как аберрантный гиперкоагуляционный ответ.
То есть помимо системного сосудистого воспаления с поражением внутренней стенки сосудов, происходит сгущение крови, система гемостаза разрегулируется, возникает риск тромбозов.
Поэтому, когда эта волна наконец схлынет, мы получим немало пациентов с факторами риска неинфекционных заболеваний и потенциальными осложнениями – постковидным синдромом, сахарным диабетом, нарушением когнитивных функций (страдают память, внимание), и кстати, я сам уже не раз наблюдал таких пациентов. У нас будут всерьез пострадавшие дети – будущее страны. И когда мы будем (между прочим, по поручению президента!) отправлять людей на углубленную постковидную диспансеризацию, что они нам ответят? - А зачем, если это обычные сопельки?
Врач, эксперт лабораторной диагностики Александр Соловьев:
– Мне кажется, подобное заявление властей – это реакция на ту беспрецедентную нагрузку, которая сейчас обрушилась на поликлиники, колл-центры и скорую помощь. Но все-таки нужно четко понимать, что именно побуждает людей обрывать телефоны и выстаивать по много часов в очередях в поликлиниках. Очевидно: большинство из этих людей – это те, кто просто не может понять, как им действовать, чтобы своевременно получить больничный лист.
Мы видим провал в том, что касается дистанционной выдачи больничных листов. Нет также и ожидаемого взаимодействия между работодателями и работниками. Люди не могут свободно получить несколько дней отпуска, чтобы отлежаться дома – то, о чем говорил президент еще осенью.
Но это не значит, что успокаивать людей нужно, преподнося информацию в ключе: "омикрон" – это просто ОРВИ. Это ошибочное представление. Мы уже прошли этот этап в самом начале его распространения, когда много говорилось о мягкости этого варианта. Если продолжать так расставлять акценты, это неминуемо отразится на поведении людей, на темпах вакцинации, что в конечном итоге приведет к еще более широкому распространению коронавируса.
Речь ведь не идет о том, что люди должны бояться "омикрона". Важна осознанность действий.
Во-первых, при относительной легкости протекания за счет широкого распространения "омикрон" по-прежнему находит особо восприимчивых людей – взрослых, пожилых, детей, – которые переносят заболевание так же тяжело, как это было при инфицировании предыдущими вариантами.
Во-вторых, коронавирус не изменил принципиально свои биологические свойства. И если мы говорим об одних научных работах, нужно упоминать и другие – в которых показано, что даже в легких случаях инфицирования развиваются воспалительные проявления в нервной системе, в кардиомиоцитах. Известно как минимум пять механизмов поражения нервной системы.
Все это ведет к тому, что большое количество перенесших "омикрон" будут страдать в последующем синдромом постковида – в масштабах планеты речь идет о десятках миллионов людей!
Если говорить о летальных исходах, можно обратить внимание на другие страны, куда "омикрон" пришел значительно раньше. В США количество смертей сейчас приближается к максимальным показателям, которые были при "дельте". Так что разговор о мягкости "омикрона" – это очень относительно.
Ошибочно даже воспринимать его как вирус, который быстро всех инфицирует, и мы получим естественное усиление иммунитета. Последние научные данные показывают, что иммунитет, выработанный после инфицирования "омикроном", недостаточен даже для того, чтобы предотвращать повторные случаи инфицирования "омикроном".
И, что не менее важно, у вируса нет кнопки "стоп" – мы не можем быть уверенными в том, что в обозримом будущем не появятся новые его варианты. Появления новых штаммов можно ждать в ближайшие год или два, и тут нам нужны более надежные стратегии, чем просто сдаться и воспринять как естественный ход вещей тот факт, что инфекция продолжает беспрепятственно распространяться и заражается огромное количество людей.