Куйвашев в синем пиджаке поддержал снос аэровокзала Уктус ради "Золотого"
"А рассуждать можно в пользу бедных".
Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев не только не может, но, судя по всему, и не всегда желает защищать от сноса исторические здания Екатеринбурга, попавшие в сферу интересов тех или иных застройщиков, если они не включены в реестр объектов культурного наследия. Такой вывод можно сделать из заявления главы региона относительно сноса Уктусского аэровокзала, сделанного им на пресс-конференции 13 января, передает "Уралинформбюро".
Отвечая на соответствующий вопрос, Куйвашев заявил, что в данном случае он "на стороне бизнеса". Следует напомнить, что основным интересантом демонтажа здания является компания "Малышева-73" девелоперов Игоря Заводовского и Константина Погребинского, строящая поблизости торгово-развлекательный центр "Золотой".
"Если его [здание аэровокзала] не охраняет государство, если оно не является историко-культурным наследием, если собственник решил его снести, как я могу к этому относиться? [...] Может, он еще красивее построит? Кому-то что-то нравится, кому-то что-то не нравится – допустим, не нравится кому-то пиджак у меня, синего цвета, но это же мой пиджак, мне он нравится. Так же в данном случае с аэропортом Уктус", – заявил Куйвашев.
Примечательно, что собственник здания – отнюдь не компания Заводовского-Погребинского, и даже не его оператор (Уральское управление Ространснадзора), а федеральный Минтранс, который разрешения на снос не давал. Более того, земельный участок под аэровокзалом, согласно карте Росреестра, также принадлежит Федерации, а не "Малышева-73".
Как известно, в защиту Уктусского аэровокзала выступали представители разных профессиональных сфер – от историков и архитекторов до "музейщиков", журналистов и ветеранов гражданской авиации. По единодушному мнению общественных экспертов, здание ценно как с архитектурной (стиль постконструктивизм), так и с исторической точки зрения, поскольку на момент сноса считалось единственным аэровокзалом России, построенным до Второй мировой войны и сохранившимся в относительной целости до наших дней.
Кроме того, незадолго до гибели под ковшом экскаватора здание обследовали специалисты областного НПЦ по охране памятников и отметили высокую степень сохранности его конструктивных и декоративных элементов. Но, судя по всему, Евгений Куйвашев этой экспертизе не доверяет.
"Здесь ведь разные моменты есть, я с различного рода экспертизами сталкивался. Это вопрос ведь и экономического противостояния. Мы же все на Урале живем, мы знаем — можно петицию сделать, митинг собрать в угоду своих экономических интересов, и такое исключать нельзя. [...] А рассуждать можно в пользу бедных, ходить можно митинги собирать, не давать строить людям. Для того, чтобы через два квартала, сговорившись с кем-то, может, построить точно такое же", – пояснил он.
Защитники аэровокзала, пытаясь спасти здание, направляли петиции в самые разные инстанции, в том числе и на имя губернатора. Однако их усилия не увенчались успехом, поскольку, по словам губернатора, повлиять на ситуацию он никак не мог.
"Только если в угоду ваших интересов могу выйти к котловану, встать и закрыть своей грудью, чтобы не сносили. Ничего здесь сделать нельзя, это священное право собственности. Никто здесь не вправе вообще влиять на что-то", – подчеркнул он.
Впрочем, дело в данном случае, вероятно, не только в бессилии губернатора. Накануне демонтажа здания в открытом доступе появилось письмо начальнику Уральского управления Ространснадзора Сергею Фомину с приказом "в целях экономии бюджетных средств и принимая во внимание обращение губернатора Свердловской области Е.В. Куйвашева [...] принять меры по формированию комплекта документов для списания указанного федерального имущества". Документ за подписью замруководителя Ространснадзора был датирован началом сентября, а осенью работы по подготовке к сносу аэровокзала активизировались.