Ответственность авиакомпаний за задержки рейсов будет ужесточена

А механизм выплат пассажирам упростят.

В сфере защиты прав российских авиапассажиров существует ряд недостатков нормативного регулирования. На это Минтрансу указала Генпрокуратура РФ.

В письме представители надзорного ведомства отмечают, что в воздушном законодательстве не конкретизирован ряд основополагающих терминов, таких как "задержка авиарейса", "время отправления рейса", "необходимый резерв" и "овербукинг". Также не существует нормы, касающейся времени приведения лайнера к эксплуатационной готовности, пишут "Известия".

После этого с просьбой разработать предложения по устранению недостатков замруководителя Росавиации Георгий Бахарев обратился в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). Речь, в первую очередь, идет об установлении ответственности авиакомпаний за задержку рейсов на регулярных маршрутах по аналогии со статьей 14.1.2 КоАП РФ "Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии". Судя по этой норме, за грубое нарушение предусмотрен штраф в размере 200 тысяч рублей или приостановка деятельности на срок до 90 суток, передает "Уралинформбюро".

Сейчас ответственность авиакомпаний обозначена в Воздушном кодексе РФ и, по словам экспертов, носит гражданско-правовой характер. Проще говоря, взыскание штрафа в пользу пассажира производится после судебного решения. Так, за прибытие рейса, багажа или груза в пункт назначения с задержкой перевозчик платит штраф в размере 25% минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более 50% провозной платы. В некоторых случаях авиакомпаниям удается доказать, что инцидент произошел из-за непреодолимой силы.

В соответствии с КоАП санкция за нарушение прав потребителей составляет 30 тысяч рублей, но право на нее у человека не появляется автоматически. Сначала должна отреагировать прокуратура, получившая жалобу пассажира или представление Роспотребнадзора. В целом практика начисления штрафов авиаперевозчикам не является массовой, отмечают представители отрасли.



Следует понимать, что существуют федеральные авиационные правила, по которым в случае задержек компания должна предоставить пассажирам с детьми до семи лет место в комнате матери и ребенка, при задержке рейса на два часа - два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте и так далее, вплоть до предоставления горячего питания и размещения в гостинице. Однако многие перевозчики пренебрегают этими рекомендациями.

2 ноября более восьми часов в самолете провели пассажиры рейса Краснодар - Москва. Воздушное судно приземлилось в Нижнем Новгороде из-за сильного тумана во Внуково. Из-за переполненности аэропорта и отсутствия технической возможности людям не дали покинуть салон воздушного судна и не предоставили еду. Ситуация разрешилась лишь после вмешательства транспортных следователей, которые начали проверку после публикаций СМИ.

А накануне, 11 ноября, в Хургаде застряли туристы рейса до Екатеринбурга. Оказалось, что "во время подготовки к вылету была выявлена техническая проблема на борту".

"Выгодополучателем от изменений норм должен быть пассажир, рейс которого задержан. Важно выплачивать людям такую компенсацию, которая бы мотивировала компанию быть пунктуальной, но не разорила отрасль", - подчеркнул председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.

Не исключено, что в случае ужесточения ответственности перевозчиков, штрафы станут автоматическими - по факту задержки. При этом необязательно, что их размер увеличится. Важно, чтобы эта мера не нанесла слишком серьезного экономического удара по бюджетам авиакомпаний. Однако для злостных нарушителей целесообразно предусмотреть лишение лицензии на полеты, полагает юрист Нурида Ибрагимова.

Представители отрасли опасаются, что установление дополнительной ответственности в КоАП, предусматривающей крупные штрафы, станет толчком для подорожания авиабилетов. Перевозчики могут включить риски в их стоимость, что в конечном счете отразится на продажах.

Актуальное