Профи в молекулярной биологии ответил на вопрос о рукотворности коронавируса
Чужеродную вставку не скрыть.
Большинство опрошенных журналистами ученых на вопрос об искусственном происхождении нового коронавируса отвечают отрицательно. Их позицию попытался доступным языком объяснить эксперт в области молекулярной биологии, профессор Сколковского института науки и технологий, завлабораториями в институтах молекулярной генетики РАН и биологии гена РАН Константин Северинов.
В очередном выпуске цикла "Эпидемия" с директором российского "Спид.Центра" Антоном Красовским они обсудили взбудоражившую всех публикацию 2015 года в журнале Nature Medicine. В той статье ученые из Северной Каролины заявили о создании некоего вируса-химеры - на его примере проверялась потенциальная способность вирусов, циркулирующих среди летучих мышей, заражать человека. Северинов объяснил, в чем суть того эксперимента и почему он не может свидетельствовать о создании опасного для человека патогена, передает "Уралинформбюро".
"Все используют этот пример. Тогда был сделан мозаичный вирус, ученые поменяли у него рецептор (тот самый "шипик" в короне) и показали, что клетки человека в лаборатории могут им заражаться", - прокомментировал эксперт.
Он объяснил, что способность вируса заражать напоминает систему "ключ-замок". У вируса есть "шипики", которые взаимодействуют с клеткой. В результате этого взаимодействия генетический материал вируса попадает внутрь клетки.
"И не нужно большого ума, чтобы задуматься: а что будет, если я возьму вот этот кусочек, ответственный за взаимодействие с человеком в уже известном вирусе SARS (распространялся в 2002 году - прим. ред.) и поменяю его. Такой замены будет достаточно, чтобы доказать, что изменение вирусного белка ведет к изменению круга хозяев вируса. Ученые в Северной Каролине так и сделали", - пояснил биолог.
Но быть прародителем коронавируса, вспышка которого началась в китайском Ухане в конце декабря, по мнению Константина Северинова, тот синтетический вирус не мог.
Надо понимать, подчеркнул он, что брался довольно большой кусок генетического материала из одного вируса и переносился в другой на соответствующее место. Лучше всего это объяснять на примере книги: ты берешь одно произведение и вставляешь в него инородный текст - любому читателю будет ясно, где вставка из другого романа. Так и чужеродная часть в геноме вируса имеет другую последовательность.
Сложно поверить, что в какой-то лаборатории тех же США работают ученые, которые шибко умнее, чем все остальные молекулярные биологи, биохимики и вирусологи других стран - так, чтобы все мировое сообщество этой вставки не заметило, подчеркнул специалист.