Екатеринбургскому аэропорту угрожает снос

Город теряет свою историю.

Свердловское управление государственной охраны объектов культурного наследия отказалось занести в реестр объектов культурного наследия здание бывшего аэровокзала аэропорта "Уктус" в Екатеринбурге (микрорайон Ботанический). По мнению привлеченных экспертов, объект не обладает исторической и архитектурной ценностью. Ранее заявку на признание здания памятником подавали активисты общественного движения "Реальная история".

Речь идет о здании №246 на улице Белинского, где сегодня расположено Управление государственного авиационного надзора по УрФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Согласно планам развития торгового транспортно-пересадочного узла рядом со станцией метро "Ботаническая", данный участок попадает в зону застройки будущего Южного автовокзала. Горожане прозвали этот проект "золотой лепешкой Завадовского-Погребинского" из-за специфической формы. Как писало "Уралинформбюро", в роли инвестора стройки выступает компания "Малышева, 73". По состоянию на ноябрь 2017 года стоимость проекта оценивалась в 23 миллиарда рублей.


Визуализация проекта Южного автовокзала

По мнению градозащитников, комплекс аэропорта "Уктус" обладает несомненной историко-культурной ценностью.

Как сообщила корреспонденту агентства архитектор Марина Сахарова, аэропорт имел государственное значение в развитии гражданской авиации, являлся ключевым пунктом на основном магистральном маршруте от Москвы до Иркутска. Воздушная гавань была ключевым узлом, связывающим столицу Урала с отдаленными поселениями, расположенными в тайге и тундре Западной Сибири и Приполярья, а также с городами Среднего и Южного Урала.

Общественники указывают, что здание аэровокзала является единственным в России из сохранившихся в неизменном виде довоенных аэровокзалов. "Реальная история" собирается продолжить борьбу за сохранение комплекса.

Эту позицию разделяют и специалисты свердловского НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры. Организация - единственная из всех привлеченных к рассмотрению заявки - свидетельствовала о том, что объект ценен с точки зрения архитектуры и истории.

"Здание явно обладает признаками объекта культурного значения по архитектурно-планировочному решению, это действительно единственный либо один из немногих сохранившихся примеров аэровокзалов, построенных в стиле сталинской неоклассики. Объект является знаковым в становлении свердловской авиации, с ним связаны судьбы выдающихся летчиков-асов Великой Отечественной войны", - сообщил источник в областном НПЦ по охране памятников.

По словам собеседника агентства, в ходе обследования выяснилось, что здание находится в удовлетворительном техническом состоянии, не требует дорогостоящего капремонта и не диссонирует с окружающей градостроительной средой. Ранее на площадях комплекса планировалось создать детские кружки по изучению истории авиации и небольшой музей.

Кроме того, зданием аэровокзала заинтересовались на кафедре истории искусства и реставрации УрГАХУ. В частности, заведующий кафедрой архитектор Михаил Голобородский и реставратор Лариса Шашкина предложили студентам изучить историю этого объекта в рамках работы над дипломными проектами.