Эксперты нашли серьезный дисбаланс в текущих тарифах ОСАГО
Предложив радикальные меры.
Существующие тарифы ОСАГО не сбалансированны, ведут к убыткам страховщиков и перенаправлению рисков с неблагонадежных водителей на остальных. К такому выводу пришли специалисты Финансового университета РФ, исследовавшие рынок.
"При текущем коридоре, который сейчас составляет 10% вверх и вниз, около 60% регионов формируют убытки для страховщиков, так как их значения по тарифу находятся выше верхней границы. Из 85 субъектов России лишь в девяти необходимый тариф находится за пределами нижней границы и 8 – в самом действующем коридоре. Ниже нижней границы тарифа, в том числе, такие города как Москва и Санкт-Петербург и Ленинградская и Московская области. Расширение тарифного коридора на 20% вверх и вниз даст более точные значения для определения тарифов, тогда лишь пять регионов ненамного будут выходить за пределы нижней границы и столько же – верхней", - сообщил "Уралинформбюро" руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета РФ Александр Цыганов.
По мнению эксперта, исправить ситуацию в большей части регионов позволит отказ от территориального коэффициента, предлагаемый Минфином и ЦБ РФ, так как большая часть регионов (84%) укладываются в новый диапазон.
При этом необходимо будет поменять и систему расчета коэффициентов "возраст-стаж" и "бонус-малус".
По мнению Александра Цыганова, автомобилистам в возрасте 17-24 лет с небольшим стажем вождения (3-4 года) необходимо повышать тариф на 80%, а имеющим стаж вождения более 14 лет – наоборот, снижать.
Также "скидку" 50% возможно делать водителям старше 50 лет, так как возрастные автолюбители склонны к риску на дорогах намного меньше молодых. Это подтверждает анализ рынка, показавший, что уровень риска между "молодой" и "пожилой" категориями водителей отличается в 5,9 раза.
Эксперт также уверен, что после либерализации тарифов ОСАГО выиграют все. В первую очередь - владельцы мотоциклов и мотороллеров и юридические лица. Первые сейчас переплачивают за полис около 40%, вторые – около 35%.
"При этом тариф, например, для легковых такси недостаточен на 85%, для них тариф нужно будет повышать. Такая тенденция наблюдается для всех видов общественного транспорта: автобусы, троллейбусы, трамваи, где недостаточность тарифа составляет 87-150%. Это объясняется повышенным риском, так как такой вид транспорта более интенсивно используется: водители часто в погоне за деньгами ездят уставшие, из-за этого количество аварий растет. Но, конечно, нужно понимать, что и среди таксистов есть безаварийные водители, именно для этого и нужно делать тариф индивидуальным", - считает Александр Цыганов.
Что касается физических лиц (88% полисов), то для них тариф после реформы повысится не более чем на 1,46%, полагает эксперт.