"Какую тебе правду?": один из ключевых свидетелей по делу Капчука дал показания
Но ничего не помнит.
3 апреля в Верх-Исетском райсуде состоялось очередное заседание по делу уральского бизнесмена Сергея Капчука. Был допрошен один из ключевых свидетелей - экс-управляющий делами губернатора Свердловской области Сергей Туруновский. На заседании 82-летний бывший чиновник в основном ссылался на свою слабую память, передает из зала суда корреспондент "Уралинформбюро".
Стоит напомнить, вернувшегося в Россию из Великобритании бизнесмена Капчука обвиняют в мошенничестве с недвижимостью Свердловской области. По версии следствия, в конце 1990-х деньги от продажи одной из принадлежащих областному правительству квартир Капчук, занимавший тогда должность заместителя представителя губернатора при президенте РФ, якобы присвоил вместе с братом-близнецом Константином. Сам Сергей Капчук покинул Россию, а его брат был осужден и отсидел за мошенничество 1,5 года.
После начала заседания, посмотрев на Капчука, Туруновский сказал: "Лицо знакомое, кого-то напоминает".
Сославшись на возраст, экс-чиновник, которого Капчук настойчиво называет автором схемы упомянутых махинаций, попросил зачитать показания, которые давал на стадии расследования дела.
"Совершенно ничего уже не помню из того, что было в то время, - по состоянию здоровья. Факт проходил быстро и не врезался в мою память. Я только что вышел из больницы и себя исключительно плохо чувствую, еле стою", - сообщил суду главный свидетель.
Судья Оксана Мамонтова огласила показания экс-чиновника, которые он давал в 2001, 2002, 2004 и 2007 годах. Туруновский рассказывал, что тогдашний председатель свердловского правительства Алексей Воробьев в 1997 году поручил ему заняться покупкой квартиры в Москве, в которой должен был жить Капчук. Жилплощадь приобреталась в собственность правительства области.
Я лично выезжал в Москву, осматривал квартиру, которую выбрал Капчук. Квартира была в новом доме. Я дал согласие на ее приобретение, ремонт и обустройство. Между мной и замруководителя СвЖД Короткевичем была проработана схема по оплате данной квартиры путем зачета со счета Свердловской железной дороги, которая в то время являлась должником по уплате налога в областной бюджет. Соответствующее распоряжение было дано правительством Свердловской области.
Из показаний Туруновского следует, что документы было поручено подготовить брату-близнецу Капчука - Константину, который тогда работал в СвЖД.
"Я видел счет-фактуру ООО "Лименгон", в соответствии с которой я подписал письмо об оплате счета руководителю дороги Короткевичу. Ранее об ООО "Лименгон" я ничего не слышал. Каких-либо хозяйственных отношении между правительством Свердловской области и данным предприятием не было. Из СМИ я узнал, что "Лименгон" является лжепредприятием", - продолжила читать показания судья.
По словам Туруновского, руководство СвЖД должно было отдать за трехкомнатную квартиру 2 миллиарда неденоминированных рублей. Предполагалось, что после того, как недвижимость перейдет в собственность регионального правительства, со СвЖД списали бы долг по налогам.
"После этого планировалось передать квартиру Сергею Капчуку, заключив с ним соответствующий договор. СвЖД свои обязательства в части передачи имущества не выполнила. Впоследствии возникла судебная тяжба между Свердловской железной дорогой и правительством", - следует из показаний свидетеля.
Экс-чиновник отмечал, что квартира приобреталась для нужд представительства регионального Белого дома, а не лично для Капчука. Впрочем, последний мог выкупить жилплощадь, оплатив 30% ее стоимости.
"В первом полугодии 1997 года Капчук попросил приобрести еще одну квартиру в Москве для работников представительства. Эту квартиру правительство приобрело у Карповой (частное лицо - прим. ред.), но своевременно не смогло оплатить ее, в результате чего Карпова подала иск в суд. По решению суда, квартира вновь перешла в собственность Карповой", - гласят показания.
Туруновский настаивал, что схему по оплате недвижимости предложил именно Капчук.
Кроме того, в ходе одного из допросов экс-чиновник не узнал свою подпись на одном из документов. Лишь после заключения экспертизы он согласился, что визировал бумагу сам. Примечательно, что документ, о котором идет речь, был оформлен на бланке несуществующего в правительстве отдела.
Я действовал в интересах правительства. При этом доверял Капчуку и считал, что все документы согласованы с правительством. Кроме того, бумаги были изучены юристом. Затем арбитраж признал сделку недействительной, так как она была подписана не имеющим полномочий лицом - то есть мной. Но я с этим не согласен, у меня было поручение.
После того, как судья зачитала показания, Туруновский сообщил, что припоминает события тех лет. Он отметил, что знаком с Капчуком и знает его брата. Далее практически на все вопросы он отвечал коротко - не помню. Однако в какой-то момент, утомившись от бесконечного потока вопросов Капчука и его адвоката, Туруновский начал заводиться: "Слушайте протоколы. Я больше ничего пояснить не могу. Смысл понятен? Не задавайте вопросов лишних. Ненужные вопросы!" - взорвался экс-чиновник.
Была на взводе и судья, которую обвиняемый тоже порядком утомил оценочными суждениями.
Также Туруновский вступил в небольшую перепалку с Капчуком.
Помните ли, что Короткевич обвинил вас во лжи?" - "Не помню" - "Когда вы говорили правду? В первых показаниях или в дальнейших?" - "Я всегда говорю правду!" - "Но там противоречащие сведения" - "Нет. Я тебе хотел помочь по просьбе Воробьева!" - "Вы мне поможете, если правду скажете" - "Какую тебе правду сказать?!"
В конце Туруновский добавил: "И не знаю я такого - Короткевича!" Он подтвердил, что все показания давал добровольно и никто на него не оказывал давления.
"Это ключевой свидетель и ключевое вранье во всем деле!" - аттестовал показания свидетеля Сергей Капчук.
В настоящее время заседание продолжается. Идет допрос экс-председателя правительства Свердловской области Алексея Воробьева.
Подробнее об этом деле – в эксклюзивном интервью "Уралинформбюро": Сергей Капчук: возвращение к справедливости.