АрхитЕбург "Уралинформбюро" с Сергеем Мырзой

"В заброшенных стенах всегда найдутся деньги!"

В Екатеринбурге прошел форум "Архитектура притяжения", собравший на одной площадке архитекторов, проектировщиков и девелоперов. В роли организатора выступило архитектурное бюро LH47. Программа охватывала широкий спектр тем: от создания общественных пространств на заброшенных территориях до влияния архитектурных трендов и дизайна жилья на объемы продаж.

Корреспондент "Уралинформбюро" встретился с одним из ключевых спикеров, главным архитектором LH47 Сергеем Мырзой (Республика Молдова), чтобы узнать его мнение об архитектурных трендах Екатеринбурга и наиболее эффективных методах ревитализации промышленных площадок в столице Урала.


Сергей Мырза

– В анонсе форума была заявлена тема "Взгляд со стороны: как Екатеринбург выглядит в глазах эксперта из-за рубежа?" Чем такой взгляд отличается от взгляда эксперта из Москвы или Санкт-Петербурга?

– Мы обычно оцениваем города по нескольким критериям. Во-первых, соразмерность человека и городского пространства, психологический комфорт. Второй критерий – экология: насколько город озеленен, какой транспорт используется, есть ли зарядные станции для электромобилей, пешеходные зоны. Еще один важный фактор – чистота общественных пространств, и не только в смысле "всё вычищено и прибрано". Важна и визуальная чистота, свобода от информационного "мусора", обилия рекламных растяжек.


Наличие зарядных станций для электромобилей любому городу зачтется в плюс

– Что в нашем городе этим критериям соответствует, а что нет?

– Я побывал во многих городах России и могу сказать, что Екатеринбург – один из самых комфортных и удобных городов. Это и набережная, где можно комфортно гулять и где постоянно собираются творческие люди. Особенно площадка на Плотинке, где стоит фортепиано и играют музыканты. И переход Цоя – вообще невероятно крутая штука, многое говорит об уровне культуры города. И очень нравится ваш конструктивизм. Насколько монументально всё это было построено в советскую эпоху! Такое наследие нужно беречь.


Переход Цоя на Плотинке

А вот что мешает восприятию города – так это визуальный мусор, рекламные баннеры на зданиях. Я бы всё это почистил. Сегодня большая часть людей получает рекламную информацию в интернете. Поэтому баннеры можно убрать без ущерба для рекламодателей. Второе: не везде порядок на улицах и дорогах, не хватает зелени.


Обилие рекламы на фасадах явно не красит улицы Екатеринбурга

– Ваш доклад на форуме посвящен развитию новых общественных пространств на заброшенных территориях. В Екатеринбурге к таким часто относят бывшие промплощадки. Как наиболее оптимально их реновировать: снести цеха и построить жилье, разбить общественные пространства, ревитализировать и приспособить под современные промышленные проекты?

– Часто хозяин промплощадки просто не знает, что с ней можно сделать. Но если есть возможность не сносить старый цех – лучше не сносить! Образно говоря, в заброшенных стенах всегда есть деньги. И я не о сдаче в аренду под склады, это не самый удачный вариант, он не приносит ни денег, ни удовольствия.


Парк на месте заброшенной железной дороги в центре Нью-Йорка. Фото предоставлено собеседником

В целом преобразование промзон обычно увеличивает на треть стоимость недвижимости в районе, создает новые рабочие места, торговые сети, способствует росту локальной экономики. Самый яркий пример удачной ревитализации – старая железная дорога в Нью-Йорке, на месте которой разбили большой парк. Затраты при этом оказались минимальными: завезли гальку, выложили небольшое количество плитки, высадили деревья. Сегодня этот парк ежегодно посещают до 8 миллионов человек, преступность в районе сократилась на 40%, а стоимость жилья в соседних кварталах, наоборот, выросла. В Москве на месте гостинцы "Россия" также обустроили большой парк "Зарядье" – и посещаемость места выросла на 50%.

Или вот еще пример: в Подольске были старые склады. Наша команда преобразовала их под формат light industry (совокупность отраслей обрабатывающей промышленности, производящих главным образом предметы потребления – прим. ред.). На первых этажах разместились коммерческие и производственные помещения, площадки для хранения готового товара. Раньше эти площади сдавались за 3 доллара в месяц, сейчас их стоимость выросла до 15 долларов. При этом малый бизнес имеет возможность арендовать не 1000 квадратных метров, как раньше, а 200–300 "квадратов", этого достаточно, чтобы шить те же подушки и продавать их на Wildberries.


Старинный цех Северского трубного завода (Полевской), приспособленный под музейную экспозицию

– В программе форума понятия "архитектура" и "маркетинг" стоят если не в связке, то очень близко. Каковы наиболее "покупаемые" архитектурные тренды? Сформированы ли некие общие признаки комфортного (а значит, востребованного на рынке) дизайна жилых помещений?

– Сегодня покупателя жилья очень трудно удивить планировками, качеством жилых комплексов: все плюс-минус в одном диапазоне, как в дорогом сегменте, так и в дешевом. Материалами, выгодными локациями тоже мало кого сейчас удивишь. А вот что может привлечь, так это необычные общественные пространства в составе жилкомплекса. Например, ручей во дворе, в котором летом будут плескаться дети. Очень важно при этом учитывать потребности разных возрастных категорий. Не надо делать плотную застройку, нужно, наоборот, максимально открывать жилые пространства. Человек в данном случае важнее локации, даже самой "покупаемой". Он должен чувствовать себя в жилом пространстве комфортно и безопасно. Если этого нет, любой супердизайн, любая суперархитектура, миллионы рублей, вложенные в технологии, не сработают, здание жить не будет.

Беседовал Евгений СУСОРОВ.

Еще в сюжете: АрхитЕбург "Уралинформбюро"