В чем сила, Филипп?

Разговор под бутылку кефира и полбатона.

В Свердловском театре музыкальной комедии – новый главный режиссер. В свое время Филиппа Разенкова приметил и пригласил в свою команду легендарный директор Музкомедии Михаил Сафронов, известный своим театральным чутьем.

Знаток классической (и не только) музыки, с дирижерским и режиссерским образованием, Разенков ранее руководил коллективами музыкальных театров в Ижевске и Уфе, его постановки собирают залы и "Золотые маски". Сейчас режиссер превращает песни известных рокеров в мюзиклы и находится в поисках нового музыкального языка театра. Но нашел время посидеть на "Творческой кухне" "Уралинформбюро".

"Пожалуйста, давайте будем аккуратнее выбирать выражения", – просит Филипп в ответ на мой вопрос о "смене власти" в Музкомедии, шутливо отмечая: "любой театр – это "Игра престолов" в миниатюре".

– Вы были художественным руководителем, а теперь главный режиссер. Что-то для вас принципиально поменялось?

– Знаете, что принципиально поменялось? Я переехал в исторический кабинет главных режиссеров. Когда пришел в театр, еще жив был Кирилл Савельевич Стрежнев (главный режиссер Свердловской музкомедии в 1986–2022 годах – прим. ред.), тогда я занял кабинет на углу здания, который смотрит в сторону Храма-на-Крови, там прекрасные панорамные окна, ощущение неба, простора. Кабинет же главных режиссеров хоть и находится в гуще событий, рядом со сценой, но там, можно сказать, отсутствует окно: формально оно есть, но за ним – практически стена. То есть в первом кабинете ты на капитанском мостике, а во втором – в машинном отделении. Вроде бы, я говорю о какой-то незначительной вещи – переезде из помещения в помещение, но я все время этому внутренне сопротивлялся. А оказалось, что новое место – с очень сильной энергетикой, я чувствую себя там комфортно.

– Свердловская Музкомедия гордится тем, что она – театр трех главных режиссеров (Кугушев, Курочкин, Стрежнев). Когда в главные пришла Нина Чусова, многие ждали, что она задержится дольше. А у вас с Екатеринбургом надолго? Вы – востребованный режиссер с постановками по всей России, а руководить большим театром – это практически как жениться, накладывает ограничения на передвижения…

– У меня была возможность остаться в должности художественного руководителя. И я осознанно принимал решение быть в этом театре. Не могу бросаться громкими словами, сказав, что всю жизнь, но какой-то период, по истечении которого можно будет говорить о сделанном. А дальше будет видно, жизнь всё режиссирует сама.

– Я правильно понимаю, что сейчас режиссеру приходится, чуть ли не в первую очередь, думать о том, как привлечь в театр зрителя?

– О зрителе нужно думать. Вот это вот "я – художник, я так вижу, а вы там сами как-нибудь решайте, как сделать кассу" – инфантильная позиция. В Свердловском академическом театре музыкальной комедии давно идут не только комедии. Драматическую, трагедийную линию здесь развивал еще Стрежнев. Наша задача – искать баланс, должны появляться спектакли в разных жанрах, без перекосов. Поэтому, например, мы поставили "Купите пропуск в рай". Это – музыкальная комедия, которую в свое время делал Владимир Курочкин (главный режиссер Свердловской музкомедии в 1963–1986 годах). Когда мы ее брали, многие говорили: зачем вы достаете с полки этот нафталин?

– А ведь на это есть совершенно конкретный запрос. Помнится, когда в театре начала работать Нина Чусова, у нее спрашивали: "Ты будешь ставить оперетту? Нет! Ты будешь ее ставить!"

– Вот говорят "в театре не работают, в театре служат". Раньше я очень негативно к этому относился, особенно видя, какая ярмарка тщеславия обычно в театрах присутствует. Казалось, эти слова наполнены ложным пафосом. Но с возрастом стал смотреть иначе. Как говорил Станиславский: что ты любишь – искусство в себе или себя в искусстве? Тут то же самое. Кто-то говорит: "Я СЛУЖУ (с апломбом), и вы должны мне за это сказать спасибо", но вернее будет, если это маленькое "я" и большое "СЛУЖУ".

Для меня принципиально, что театр музыкальной комедии – это народный театр. Он для широких масс, для более широкой аудитории, чем театр оперы и балета. Особенно сегодня, когда опера и классическое балетное искусство с каждым десятилетием становятся все более эстетическим театром, более элитарным, менее демократичным.


"Влюбленный Бокаччо", режиссер Филипп Разенков. Фото Игорь Желнов / пресс-служба Свердловского театра музкомедии

– Поэтому вы стали меньше ставить опер?

– Это была одна из главных причин. Я оперу очень люблю и уважаю…

– Но это негибкий жанр? Вам хочется сдвигать границы…

– Он дает, конечно, возможность для самовыражения. Но это больше выражение себя как художника, а мне хочется искать язык современного театра, доступный многим.

Я вырос на рок-музыке и хочу, чтобы театр "выходил на стадионы". Другими словами, мне не хватает умного театра для большого количества зрителей.

– Умный театр и стадионы: здесь нет противоречия?

– Для меня это вопрос, в этом суть моего личностного эксперимента и моих творческих желаний. Попробовать и понять. "Вышедший на стадионы умный театр" – нужно воспринимать и буквально, и символически. Свердловский академический театр музыкальной комедии открыли в 1933 году после того, как был построен Уралмаш, – для того, чтобы рабочий класс приобщался к театральному искусству. Я считаю, что это должно оставаться основной задачей театра.

– И поэтому вы сейчас пошли по пути джукбокс-мюзиклов (то есть основанных на популярных песнях)? Они могут "собирать стадионы"?

– Да, действительно, этот формат позволяет привлекать большое количество зрителей и при этом делать умные спектакли. В конце текущего сезона у нас ожидается премьера такого мюзикла по песням группы "Чайф". Хотя некоторые (интеллигентные) люди отнеслись к этой идее, скажем так, неоднозначно… Знаете, я вырос в очень интеллигентной семье, но моя бабушка из рабочего класса. Она всю жизнь проработала на заводе в Челябинске – во время войны делала стекла для танков. Мать-одиночка, она воспитала моего отца, который стал дирижером (Сергей Разенков в разные годы был главным дирижером музыкальных театров Челябинска, Карелии, Ижевска, Якутии и Хабаровска). И во мне, видимо, что-то такое заложено, я очень не люблю интеллигентское высокомерие, меня от этого подташнивает.


Мюзикл Филиппа Разенкова "Фома" (Новосибирск) стал лауреатом "Золотой маски" в трех номинациях

– То есть сейчас вы ставите "Чайф" и ждете, что интеллигенция скажет "фи".

– Я не то, что ожидаю, я прекрасно знаю, что так будет. Я вам больше скажу. Когда идея появилась и в определенных кругах обсуждалась, говорилось: слушайте, академический театр будет ставить песни "Чайф", где три аккорда?! А мне хочется на это сказать: вы, уважаемые образованные люди, говоря это, даже не понимаете культурную значимость группы "Чайф"! Вы не понимаете, что это группа № 1 в жанре блюз-рока в нашей стране. Что это мастера блюзового рока, владеющие сложным жанром, обладающим своей музыкальной спецификой. И там дело не в сложности гармонии. Там сложность в других вещах – в ритме, пульсации, драйве… Поэтому мюзикл по песням группы "Чайф" появится не столько потому, что Филипп Разенков любит русский рок и хочет, чтобы большее количество зрителей приходило в театр, а потому, что это – наша культура.

Ведь что произошло в музыке и почему "Чайф" – выдающаяся блюз-роковая группа? Изначально темнокожие совершили революцию: в европейской музыке вся пульсация идет ровная, квадратная. А у них, ввиду их африканского нутра, ритмически всё устроено сложнее, основная пульсация идет трехдольная: то есть в тех же четырех долях каждая доля наполняется не двумя, а тремя. Это ломает симметрию. То есть вот это: та-та-та, раз-два-три (то, что называется свингом), и ты в этом неквадратном размере делаешь еще акцент на вторую слабую долю у-ТА-та, у-ТА-та, всё регги построено на этом.

– То есть Шахрин, он немного африканец в этом плане?

– Ну, до Шахрина были The Rolling Stones, которые это расчухали. И Шахрин здесь наследует уже традиции белых рок-н-рольщиков. У "Чайфа" есть индивидуальность, то, чем они отличаются от "Кино", ДДТ, "Аквариума" и других. Те, кто критикует, об этом даже не задумываются, имея при этом консерваторское образование. И потом, понимаете, мы как эксперимент воспринимаем спектакль на песни группы, которая отметит в следующем году свое сорокалетие…

– Ну, экспериментом же воспринимаются песни этой группы именно на сцене академического музыкального театра.

– Да. Хотя Кирилл Савельевич Стрежнев с Александром Пантыкиным и группой "Кабинет" делали здесь "Конец света" в начале 90-х. Просто давно ничего подобного не было.


"Конец света" (1988), режиссер Кирилл Стрежнев, аранжировка и музыкальная редакция Александра Пантыкина. Музыкальное сопровождение – группа "Кабинет"

"Чайф" – это действительно группа, которая давно вписала себя в историю, так что я не боюсь негативной реакции, потому что знаю, зачем это делаю. Это вызревший давно проект, мне нравится, как по мысли там всё получается, это будет умный, а не просто развлекательный спектакль.

– Кстати, а как ваша рок-группа поживает?

– Пока на это совершенно нет времени, но, признаюсь, не оставляю надежды выйти на сцену со своим музыкальным творчеством.

Сейчас непростое время. Война, потрясение, слом, смена привычного строя. Театр вообще имеет право на существование в таком контексте?

– Как раз это время доказывает, что театр очень нужен, в театр идут люди. В первую очередь им нужна психологическая поддержка. Театр должен давать веру, что никогда ничего не потеряно. Ленинградская музыкальная комедия работала всю блокаду. Уникальный театр. Полуживые люди шли и работали. И приходили зрители. Мне настолько сложно это представить, это подвиг и пример для меня. Особенно тот факт, что это тоже театр музыкальной комедии.

– Один из ваших коллег, набирая курс в ГИТИС, говорил, что ему не нужны студенты-пессимисты, мол, слишком много мрачных людей. Музыкальный театр не для грустных?

– Пессимизма действительно много. Михаил Чехов – великий ученик Станиславского изобрел метод, в котором нет места пессимизму. Суть в том, что артист является мощнейшим инструментом излучения энергии. И это удивительным образом перекликается со всеми восточными практиками, с йогой, медитацией. Только успокоив свои мысли, усмирив своих демонов, свои страсти, наполнив себя позитивным отношением к жизни через приятие всех сложностей – только тогда человек способен на какую-то трансформацию.

Поэтому для меня театр – это институция, которая должна какими-то хотя бы небольшими шагами идти к духовному росту. В сложное время поддерживать, давать веру, давать силы и стимул для духовного роста. Не просто мы пришли, отвлеклись, посмеялись и на три часа забыли о том, что вокруг все сложно. Не забыли, а, наоборот, мы помним, но находим силы сказать: да, непросто, но не только мне непросто…

– Вы ставите по три спектакля в год – это же сумасшедший темп…

– Над какими-то спектаклями ты думаешь много, какие-то вынужден выдать быстро. В следующем году у меня запланированы четыре постановки. Это не потому, что я такой жадный! Когда я пришел в Свердловский театр музыкальной комедии, я от всех предложений отказывался, у меня была одна постановка "Ты не прощайся" на музыку Таривердиева здесь и больше нигде. Я стараюсь предложения какие-то оттягивать, оттягивать, распределять их, но наступает момент, когда дальше откладывать некуда…


"Ты не прощайся", режиссер Филипп Разенков. Фото Екатерины Мощенко / пресс-служба Свердловского театра музкомедии

– Расскажете, о новых постановках, что это будут за спектакли? "Чайф" в Екатеринбурге – раз...

– У нас сейчас большой проект в Москве у Дмитрия Богачева, это продюсер номер один в жанре мюзикла, который со своей компанией "Бродвей Москва" поставил все западные мюзиклы. "Последняя сказка" – это будет первый в их портфолио авторский мюзикл с музыкой Евгения Загота: с одной стороны, сказочная история, с другой, не детская совершенно.

С композитором Виталием Владимировым будет интересный проект в Красноярске, посвященный истории нашей страны и тому, как Российская Империя приходила на те земли.

А после Нового года в Иркутске, где я делал "Декабристов", у меня будет мировая премьера мюзикла "Горе от ума" с музыкой Владимира Баскина. Так сложилось: в городе, куда были сосланы Трубецкие и где похоронена Екатерина Трубецкая, ты вдруг ставишь Грибоедова. Грибоедов встречался с декабристами и сам был человеком, переживающим за судьбу своей страны. Это очень интересно. Мне близка патриотическая позиция Грибоедова, он выступал с критикой властей по многим вопросам, при этом до последнего работал в министерстве иностранных дел. При этом я согласен с артистом Бодровым: когда твоя страна, твое отечество ведет войну, не стоит подвергать его критике.

– Фанаты Бодрова и режиссера Балабанова сказали бы, что эти слова вырваны из контекста.

– А я не фанат Балабанова вообще ни разу, я очень не люблю фильмы Балабанова. Хотя "Брат", конечно, культовое кино, отражающее эпоху. Но в его работах столько грязи. Я считаю, что фильм "Груз 200" надо запретить. В этом нет ничего талантливого, ни на йоту. Ты показываешь безвыходное и упиваешься этим, для меня это недопустимо. Я убежден, что искусство должно пробуждать в людях стремление к свету. В рок-музыке тоже много такого – деструктивного, демонического. Это может быть талантливой критикой социальных изъянов, но в людях это культивирует только негатив: вот, видите, как у нас всё дерьмово! А дальше-то что?

– "Горе от ума" об этом будет?

– В том числе и об этом, безусловно.


С отцом Сергеем Разенковым

– Вы говорили, что решили стать режиссером благодаря отцу. Как думаете, как бы он посмотрел сейчас на ваши постановки? Есть какие-то мысленные посвящения ему?

– Есть. Я даже думаю, это не просто посвящения. Я постоянно с отцом общаюсь и чувствую его присутствие. Он для меня – один из наиболее сильных ангелов-хранителей. Я всегда ощущаю его помощь. Раньше у нас взгляды расходились, наверное, в силу моего возраста, юношеского максимализма, желания сделать что-то более радикальное – папа же был приверженцем более традиционного психологического театра. Думаю, что сейчас мы с ним идем на сближение.

Но при этом, понимаете, мне очень хочется, чтобы современный музыкальный язык проникал в театр, я – меломан, много слушаю разной музыки, много электронной музыки, не только рока.

– А как ваше желание воспринимают коллективы? В нашей Музкомедии вы нашли единомышленников?

– Большое количество. Более того, люди очень хотят и очень ждут. И ты понимаешь, что не можешь их ожидания обмануть. Я сам в душе артист, у меня жена – солистка театра, и я переживаю за артистов, потому что понимаю, что они – очень зависимые люди. Не всегда им удается сыграть именно то, что хочется. Репертуарный театр ставит их в такие условия, что им эту роль придется выходить и играть, играть, играть. В музыкальном театре нужно держать в памяти хореографию, вокал, текст – задач очень много. Это очень тяжелая психоэмоциональная и физическая работа. Поэтому хочется, чтобы она им приносила творческое удовлетворение. Стараюсь, чтобы от спектакля шли какие-то паттерны хорошие, светлые, это очень важно. Но это не значит, что все должно превращаться в развесистую клюкву.

Это я возвращаюсь к разговору о Балабанове. Кто-нибудь скажет: кто такой Разенков, а кто Балабанов? Для меня это вообще не имеет значения, я не ориентируюсь на масштабы личности. Знаете, вот мы сидим такие, интеллигенция, интеллектуалы и говорим: "Он так экзистенциально глубоко показал эту проблему". Мы весь ХХ-й век сидим в этом перемалывании нашего внутреннего, извините, дерьма. И перемалываем, и перемалываем, весь западный театр погряз в этом. Дурно пахнет. Бесконечно перемалываем свои пороки и начинаем этим упиваться, нам очень нравится: "Как здорово, как необычно и неожиданно он показал нашу порочную сторону!" Я настолько этим пресыщен, что хочется уже просто включить прожектора ярко и показать какую-то добрую наивную историю. И пусть летят в тебя камни, и все говорят: "Господи, как нам плохо, нас тошнит от этой доброты!" А ты в ответ даешь ее всё больше и больше.

Беседовала Елена МЕЗЕНОВА

Еще в сюжете: Творческая кухня