АрхитЕбург "Уралинформбюро" с Павлом Скачковым

"Метро в генплане – шанс его достроить!"

В начале октября на международном строительном форуме 100+ Techno Build была представлена концепция территориального развития Екатеринбурга в Екатеринбургской агломерации до 2045 года. Разработчики (Мастерская генплана) предложили сценарии развития города по шести ключевым направлениям: жилищно-гражданское обеспечение, развитие мест приложения труда, повышение экологической устойчивости, развитие транспортной инфраструктуры, развитие инженерной инфраструктуры и идентичность Екатеринбурга.

Многие прогнозы, заложенные в концепцию, дают пищу для размышлений и вопросов. Их "Уралинформбюро" задало руководителю Мастерской генплана Павлу Скачкову.

- Предполагается, что к 2045 году жилфонд Екатеринбурга вырастет до 50 миллионов квадратных метров. На основании чего произведены эти расчеты?

- Показатели, которые мы закладывали, основаны на двух гипотезах. Первая – расчет перспективного ввода жилищного фонда. В рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда" выделены региональные и муниципальные компоненты, в том числе по тому объему жилищного фонда, который необходимо ввести по муниципалитету. Если продлить тренд по объемам ввода до 2045 года, получится показатель, который заложен в концепции: дополнительно 50 миллионов квадратных метров. Второй тренд, который мы фиксируем – рост жилищной обеспеченности, сколько на каждого жителя приходится жилищного фонда. Если оба эти тренда продлить до 2045 года, то ориентировочное количество населения потенциально может составить около 2 миллионов человек.

Параллельно с разработкой Концепции территориального развития в рамках актуализации Стратегического плана развития Екатеринбурга выполняется долгосрочный прогноз демографического развития. Демографический рост, как известно, имеет несколько составляющих, в том числе естественный прирост населения и миграционный прирост. Миграцию можно назвать основным источником роста населения, особенно в городах – ядрах агломераций.


Павел Скачков

При выполнении долгосрочного прогноза формируются различные сценарии развития: инерционный – когда не прикладывается значительных усилий по развитию города, базовый – основанный на фактическом объеме финансирования инфраструктурных объектов и сложившемся темпе развития города, и инновационный – когда учитываются возможные достижения в части улучшения инвестиционного климата и потенциальные синергетические эффекты от взаимодействия общественности, власти, бизнеса и науки.

При осуществлении территориального планирования принято выбирать инновационный сценарий – чтобы проверить, насколько потенциал территории соответствует ее "амбициям по развитию". Предварительно в рамках взаимодействия с экспертами, которые в настоящий момент готовят долгосрочный прогноз, были получены показатели количества населения на срок до 2045 года по инновационному сценарию. Получилось то же количество населения: от 1,9 до 2 миллионов человек.


Схема: МБУ "Мастерская генерального плана"

- В концепции даются прогнозы по приросту жилого фонда в Екатеринбурге и городах агломерации. В Екатеринбурге цифры впечатляют, а вот по городам-спутникам жилфонд будет расти "сугубо символически". Да и в Екатеринбурге далеко не все планировочные районы покажут прирост квадратов: согласно концепции, 16 районов вообще ничего не построят к 2045 году. Почему такая диспропорция?

- В концепции, кроме жилых районов, предусмотрены районы с вектором сохранения природно-экологического каркаса, например, Верхнемакаровский, также есть районы, где преимущественно планируется промышленная, коммунально-складская и общественно-деловая застройка – например, ИНТЦ, где предполагается размещение инновационного научно-технологического центра "Татищевский".

Иными словами, часть из этих районов предполагается в качестве территорий для размещения мест приложения труда – драйверов роста агломерации, а в перспективе и всего региона, а некоторые территории ограничены для развития в целях сохранения исходной природной составляющей, которую мы должны сберечь для себя и будущих поколений.

Также следует учитывать и особенности организации территорий жилой застройки. В концепции приведены потенциальные показатели по их развитию. Они не гарантируют завершения строительства по всем площадкам к 2045 году, но позволяют впоследствии запланировать в генеральном плане потенциальный объем всех видов городской инфраструктуры.

- В транспортном разделе концепции упоминается строительство второй и третьей линий метрополитена. В 2018 году экс-мэр Екатеринбурга Александр Высокинский заверял, что первую очередь второй ветки сдадут чуть ли не к Универсиаде. Но Федерация, как мы помним, отказала в софинансировании проекта: якобы в Екатеринбурге слишком низкий пассажиропоток даже на существующей ветке...


Схема: МБУ "Мастерская генерального плана"

- При работе над концепцией мы использовали результаты транспортного моделирования, подготовленные Санкт-Петербургской лабораторией градопланирования имени М.Л. Петровича, которые подтверждают, что Екатеринбургу необходимо развитие высокоэффективного общественного транспорта, в том числе метрополитена и трамвая.

В Концепции территориального развития, а в дальнейшем и в генеральном плане необходимо отражать все потенциальные инфраструктурные объекты, которые в горизонте планирования до 2045 требуется разместить. Иначе есть риск того, что появится источник финансирования таких объектов, например, того же метрополитена, а земельный ресурс, на котором его можно было бы разместить, уже будет исчерпан под застройку, сформированную из сиюминутных предпочтений.

Расскажу интересную историю. У нас в мастерской работали специалисты, которые в свое время планировали связь улицы Татищева и проспекта Ленина. Это соединение было заложено еще в генеральном плане 1972 года, но реализовать его получилось только при подготовке города к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Можно было долго спорить о стоимости и целесообразности данного мероприятия при краткосрочном планировании застройки, но сегодня мы видим, что реализация инфраструктурного объекта позволила более активно развиваться району ВИЗ-Правобережный. С метрополитеном такая же история: если мы исключим его из документов долгосрочного планирования, со временем есть риск утратить земельный ресурс, необходимый для обустройства перспективных линий, в том числе для организации вентиляционных шахт и входов в метрополитен. В таком случае, даже если возникнет финансовая возможность, проекты второй и третьей ветки уже не получится реализовать.

- Иными словами, декларация о намерениях притягивает деньги?

- Верно.

- В концепции упоминаются планы по строительству Южной системы водоснабжения и обустройству новых водохранилищ за пределами Екатеринбургской агломерации. Нужна ли для этого их целевая госпрограмма или достаточно средств инвестпрограммы Водоканала? И не приведет ли такая "перекройка" водной карты региона к нарушению экологического баланса?

- Мы сегодня находимся на пределе эксплуатации существующих источников водоснабжения Екатеринбурга – как поверхностных, так и подземных. Поиск новых источников – это естественная необходимость. В границах муниципального образования таких объектов, к сожалению, нет. Соответственно, искать их нужно за границами города.

Создание новых водохранилищ возможно за счет инвестиционных программ Водоканала, соседних городов, входящих в структуру агломерации, а также тех муниципалитетов региона, которые смогут пользоваться новыми источниками водоснабжения наравне с Екатеринбургом. Более точно определить источники финансирования возможно в рамках мероприятий по реализации Схемы территориального планирования Свердловской области и генерального плана.

Безусловно, при организации нового источника водоснабжения будут учтены все санитарно-эпидемиологические нормы и правила, будет проверяться качество воды, предприниматься меры по сохранению химических и физических характеристик воды, воздуха и почвы.

Отдельно хочу отметить, что Южная система водоснабжения является приоритетной, так как потребуется для развития новых районов, в том числе Солнечного, Академического, Академического-2 и Сысертского промышленного узла. Если не создать дополнительный источник водоснабжения, развитие этих районов может остановиться.

- В разделе "Идентичность Екатеринбурга" упомянуты планы развития промышленного туризма и придания Уралмашу статуса достопримечательного места. При этом ничего не говорится о туристическом приспособлении исторических цехов УЗТМ. Какие планы у города на эту локацию?

- С промышленной зоной в районе "Уралмаш" история достаточно интересная, ведь УЗТМ – предприятие функционирующее, хотя в настоящий момент не настолько эффективно, как в исторический период. В годы Великой Отечественной войны там было организовано около 40 тысяч рабочих мест, по последним данным, на заводе трудится около 2,5 тысячи человек. Историческое наследие, оставшееся от советского периода, там колоссальное, в том числе объекты, официально внесенные в реестр объектов культурного наследия.

На сегодняшний день рассматривается множество вариантов популяризации данной территории, в том числе за счет создания на ней новых рабочих мест, а также развития промышленного и культурного туризма.

В качестве первого шага, который необходимо предпринять, следует рассматривать анализ территории на предмет ее разграничения на площадки, необходимые для полноценного функционирования предприятий, и территории, которые могут быть перепрофилированы под иные функции, в том числе музейные и туристические.

Далее необходимо организовать связность территории с городской тканью за счет магистральной улично-дорожной сети. Стоит отметить, что это не только позволит вдохнуть новую жизнь в промышленную территорию, но и увеличит доступность жилой части района "Уралмаш" с центром города. Но на данный момент территория закрыта для полноценного посещения, и многие рассуждения на эту тему кажутся преждевременными.

- И напоследок о разделе "Функциональное зонирование". Он содержит очень внятную карту городских территорий, расписывает, где что можно строить, и что нельзя. Как при реализации функциональных зон избежать конфликта с правилами землепользования и застройки, которые, надо отметить, постоянно меняются?

- Распределение районов по функциям – жилой, промышленной и рекреационной – было заложено еще в генеральном плане 1972 года. В генплане 2004 года уточнялись подходы, типология зон и объемы необходимой инфраструктуры, однако векторы развития сохранялись те же: развитие жилой застройки, мест приложения труда и сохранение природного каркаса.

Функциональная зона для жилой застройки и в концепции территориального развития, и в проекте генерального плана до 2045 года имеет довольно широкий спектр использования. Она подразумевает возможность строительства всех видов жилья: индивидуального, блокированного и многоквартирного различной этажности, а также объектов обслуживания для будущего населения, в том числе социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

Производственная зона включает в себя наиболее перспективные территории для размещения промышленных и логистических предприятий, а также научно-исследовательских комплексов.

Все функции в данном виде документа привязаны к сроку реализации и отражены очень укрупненно, что позволяет обеспечить гибкий подход к развитию территорий в 20-летнем горизонте планирования.

В Правилах землепользования и застройки же, кроме перспективного, по ряду территорий отражено еще и фактическое зонирование. Можно сказать, что ПЗиЗ – это такой "гибридный переход" от текущего состояния территории к проектному. До назначения в отношении территории проектной функции необходимо обеспечить ее инфраструктурную подготовку и уже после этого обеспечить соответствие ее функции, установленной в генеральном плане.

- То есть получается, что карта функциональных зон станет "компасом" для будущих разработчиков ПЗиЗ?

- Абсолютно верно.

Беседовал Евгений СУСОРОВ

Еще в сюжете: АрхитЕбург "Уралинформбюро"