АрхитЕбург "Уралинформбюро" о туркоде Екатеринбурга
Бренд "города-завода" раскрутит… велосипед?
В конце мая сообщество архитекторов, дизайнеров и урбанистов "Открытый консорциум" презентовало концепцию туристического кода центра Екатеринбурга, в которой предложило кардинально переосмыслить Плотинку и Исторический сквер, сделав эту территорию главной "приманкой для туристов".
Там могут появиться уличная и мультимедийная навигация, музей Монетного двора и гигантское водяное колесо, работающее одновременно как арт-объект и мини-генератор для подсветки Плотинки.
На прошлой неделе концепцию одобрил городской Совет по развитию общественных пространств. Следующий этап – заявка на грант Ростуризма. В случае победы Плотинку ждет преображение из заурядной площадки для тусовок в туристическую изюминку федерального масштаба, рассказали "Уралинформбюро" кураторы "Открытого консорциума" дизайнер Илья Полянских и архитектор Егор Обвинцев.
Слева направо: Илья Полянских, Егор Обвинцев
– Почему именно Исторический сквер?
Илья Полянских: Во-первых, это – "сердце" города, с этого места началась его история. Во-вторых, территория обладает богатым туристическим потенциалом, там пересекаются главные туристические маршруты города горнозаводского типа. К тому же сквер расположен на берегу водоема.
Попытка "осмыслить историю в камне" была заложена еще в архитектурной концепции Плотинки, созданной в 1968 году командой Алферова (Николай Алферов, первый ректор Свердловского архитектурного института, один из авторов проекта Исторического сквера. – Прим.ред.). Цель концепции – соединить природу и производство, но реализована она была всего на 30%. По словам историков, там должен был быть павильон-ресторан у плотины, а также пять камней с колоннами, символизирующих пять основных месторождений декоративных камней, камнерезное искусство на Урале.
Наша концепция предусматривает сохранение преемственности архитектурной школы Екатеринбурга с использованием современных элементов дизайна – в том числе установку малых архитектурных форм и арт-объектов, информационных вывесок с QR-кодами, комфортной рекреационной среды, обустройство фотозон и смотровых площадок, цивилизованных туалетов и площадок для раздельного сбора мусора.
В начале истории Екатеринбурга территория нынешнего Исторического сквера была плотно заполнена цехами, там шли промышленные процессы, а заводские механизмы запускали три водяных потока. Мы считаем возможным вернуть реку в концепцию Исторического сквера, раскрыв один из двух переходов (где сейчас склад коммунального инвентаря) и оживив индустриальный смысл места.
От редакции: Речь идет о переходах, оборудованных в XVIII веке в "теле" плотины Городского пруда. Они предназначались для размещения водяных механизмов Екатеринбургского железоделательного завода. В данный момент один из этих тоннелей выполняет функцию пешеходного перехода под мостом на проспекте Ленина (так называемый "переход имени Цоя"), а в другом находится склад коммунального инвентаря.
Егор Обвинцев: Мало кто знает, что на территории нынешнего Исторического сквера раньше находился Монетный двор, где на протяжении 150 лет чеканили 80% медных денег Российской империи. Можно сделать там что-то вроде интерактивной лаборатории, по аналогии с Ньютон-парком, в которой посетители получат возможность своими руками отчеканить монету, "повзаимодействовав" таким образом с историей.
- Создать современный туристический центр – только первый шаг. Как об обновлении Плотинки узнают туристы из других регионов?
Егор Обвинцев: Для этого нужна информационная онлайн-платформа. Она может быть ориентирована, например, на любителей велопутешествий. Сегодня такой платформы, к сожалению, нет, и это большая проблема. Например, о том, что у нас есть велокольцо вокруг Шарташа, я узнал совсем недавно и совершенно случайно.
Сегодня много велосипедистов из других регионов едут на Алтай или Байкал через Екатеринбург. Для велосипедистов, путешествующих между Москвой и Санкт-Петербургом, разработана информационная платформа "Русвело". Нужен аналогичный информационный сервис здесь, чтобы все желающие могли им воспользоваться. Мы хотим разработать "вело-мастер-план", велостратегию поездок вокруг Екатеринбурга и по Уралу. Чтобы там были представлены наиболее интересные тематические маршруты для велопрогулок по городу, например, "Маршрут конструктивизма".
Сегодня Исторический сквер перегружен аттракционами разного типа, включая развлечения для любителей верховой езды
Илья Полянских: Даже временные арт-объекты вроде Большой терки у "Рубина" или памятника Человеку-невидимке могут стать точками для таких маршрутов. Не говоря уже об уникальных объектах. Например, сад во дворе дома купца Чувильдина. Он в свое время выставлялся на конкурс в Лондоне и завоевал второе место. Так что второй лучший сад Европы, растущий прямо в центре Екатеринбурга, вполне может стать туристической изюминкой города.
А если вспомнить про прекрасные выставочные сады в Дендропарке, про наработки ландшафтного фестиваля "Атмосфера", то появляется возможность каждый сад "легендировать" и переосмыслить, сделать частью туристического имиджа города.
Визуализация: "Открытый консорциум"
- Чтобы найти деньги на реализацию своих идей, вы заявились на грант Ростуризма. Есть ли иные способы получения финансирования? Частные инвестиции, например? Как относятся предприниматели к идее вложиться в преобразование и обновление исторического центра города?
Илья Полянских: Мы формируем смету, исходя не из 250 миллионов рублей федерального гранта, а из тех амбиций, что у Екатеринбурга есть сегодня, из тех проектов, которые уже реализуются. Грант Ростуризма необходим на те вещи, которые уже начали реализовываться: система дизайн-кода и навигации, остановочные комплексы, вывески.
Егор Обвинцев: Напомню, что культура меценатства в Екатеринбурге всегда была развита. На средства инвесторов был в свое время построен Оперный театр. Бизнес активно озвучивает свои идеи улучшения облика города в проекте "Сто мыслей о Екатеринбурге", где уже собрано около 400 предложений. Предприниматели готовы на свои деньги оформлять газоны в центре, бороться с грязью, делать улицы более безопасными.
А для крупных градообразующих предприятий, вроде УГМК и РМК, Фонда святой Екатерины, это уже вопрос не личной выгоды, а наследия. Они готовы вкладываться в развитие региона, а наша задача – формулировать этот запрос, знакомить бизнес с ведущими направлениями в культуре, искусстве, архитектуре и дизайне.
Беседовал Евгений СУСОРОВ