"Омикрон": взгляд из детской реанимации
Это не "просто грипп".
"Омикрон" значительно проще заражает детей. Об этом говорит серьезный рост детских госпитализаций в тех странах, которые уже накрыло его волной. При этом значительная часть школьников за рубежом уже получили прививку. Чего в таком случае можно ждать, когда "омикрон" доберется до российских школ и детсадов, где о вакцине еще и не слышали? А нужна ли в принципе детям прививка от коронавируса? Об этом корреспондент "Уралинформбюро" спросила детского врача анестезиолога-реаниматолога, эксперта проекта V1V2 Зою Андрееву.
– Много говорится о легкости "омикрона". Разделяете этот оптимизм?
– Абсолютно не разделяю. И более того, не понимаю, зачем сделаны столь преждевременные выводы. Те небольшие исследования, по результатам которых дана эта оценка, были проведены на очень маленьких выборках в ситуации, когда прошло слишком мало времени для какого-то убедительного анализа. Но кто-то подхватил, и понеслось в СМИ – "живая вакцина". Народ обрадовался, что не надо вакцинироваться, и мы, дружно переболев, победим, наконец, пандемию без прививок.
Зоя Андреева. Фото: "ВКонтакте"
К сожалению, этот тезис о "легкости" течения поддерживается многими медицинскими медиаэкспертами, такими, например, как Александр Мясников. Подобные заявления считаю пагубными, мы прекрасно помним, как его же слова "это просто грипп" способствовали появлению армии ковид-диссидентов, игнорирующих меры профилактики.
Давно известно, что степень информированности об угрозе влияет на поведение людей прямым образом. А тут на основании этих заявлений о "просто ОРЗ" уже в соцсетях обсуждается проведение "ковид-пати" по аналогии с " ветряночными вечеринками".
Надо, наконец, понять, что ковид – не грипп и не ОРВИ, это системная болезнь, затрагивающая все органы и системы и в огромном количестве случаев имеющая непредсказуемые последствия, серьезно нарушающие качество жизни.
Уже поступают тревожные сообщения от коллег из-за рубежа о том, что, например, системные тромботические явления, хорошо известные с самого начала пандемии, при заболевании, вызванном "омикроном", выражены в значительно большей степени. Коллеги видят уровни повышения Д-димера (основного маркера гиперкоагуляции и текущего тромбоза), выходящие далеко за пределы чувствительности метода, чего не наблюдалось ранее.
Буквально накануне появилось сообщение о смерти 18-летней совершенно здоровой бразильской модели от тромботических осложнений, вызванных ковидом. Девушка поступила в стационар 6 января и умерла 9 января.
Валентина Боскардин была привита двумя дозами мРНК-вакцины Pfizer. Получив порцию критики от читателей, "Уралинформбюро" опубликовало подробный разбор обстоятельств ее смерти
Подобные случаи показывают очевидное: "омикрон" вызывает системное поражение сосудов, а не ограничивается верхними дыхательными путями, как бодро утверждалось ранее. Он, вероятно, ТАКЖЕ разрушает эндотелий, возможно, в большей степени, чем предыдущие варианты.
Даже если предположить, что доля пациентов с тяжелым течением при "омикроне" будет меньше (с предыдущими вариантами примерно 20% заболевших нуждались в госпитализации, 10% – в интенсивной терапии), то он возьмет количеством, так как обладает значительно большей заразностью по сравнению с предшественниками*, что неминуемо приведет к перенапряжению системы здравоохранения, которая и так работает на пределе возможностей.
*ученые считают, что R0 для "омикрона" сравним с корью
R0 – индекс репродукции, или количество людей, которых в среднем заражает один инфицированный
Ну и, наконец, третье. По свидетельствам регуляторов стран, где "омикрон" доминирует, он в значительно большей степени затрагивает детей по сравнению с предыдущими версиями вируса. Это является очень тревожным звонком.
– Вы рассказывали, что часто сталкиваетесь с тяжелыми последствиями коронавируса у детей...
– Да, это так. Правда, в поле моего зрения попадает лишь "верхушка айсберга", ибо я работаю в детской эндоваскулярной кардиохирургии, стало быть, имею дело с проблемами, связанными с осложнениями на сердце, требующими хирургического вмешательства.
Дети с такими осложнениями в последние полтора года стали попадать ко мне в операционную, тогда как в допандемическое время наша работа касалась в подавляющем большинстве случаев лечения и инвазивной диагностики врожденных пороков сердца.
Приведу несколько примеров.
1) Ребенок, 9 лет. Заболевает остро в начале марта 2021. Развернутая клиника полиорганного поражения, обусловленная мультисистемным воспалительным синдромом* (MIS-C). По анализу крови – критическое повышение провоспалительных маркеров и маркеров поражения миокарда (честно говоря, таких цифр, например, тропонина я даже при остром инфаркте миокарда у взрослых не видела – 17400). На этом фоне развивается полная АВ-блокада с частотой сердечных сокращений 20 в минуту, потребовавшая экстренной установки электрокардиостимулятора.
*Мультисистемный воспалительный синдром (MIS-C) – связанный с COVID-19 воспалительный процесс у детей, при котором поражается несколько систем организма с проявлениями вплоть до отказа органов.
Бригада специалистов нашей больницы тогда выезжала за этим ребенком в Детский научно-клинический центр инфекционных болезней ФМБА. На следующий день мы забрали ее в мою операционную, где я имела возможность изучить историю болезни. Меня впечатлило, что это был исходно абсолютно здоровый ребенок. Ее контакт с ковидом был установлен по наличию антител – симптомов болезни у девочки не было. То есть развитие MIS-C, как неоднократно было показано, абсолютно не зависит от тяжести перенесенного ковида. И еще один факт: с момента предполагаемого контакта (карантин в школе в декабре) прошло более 8 недель!
В дальнейшем благодаря усилиям коллектива отделения реанимации и интенсивной терапии нашей больницы ребенок поправился, однако это потребовало значительных усилий. В общей сложности она провела на ИВЛ около 3 недель.
2) Другой случай (он, кстати, не единичный, были и другие похожие). Ребенок, 7 лет. Поступает с жалобами на слабость, утомляемость, одышку. При обследовании выявляются изменения, трактуемые как проявление кардиомиопатии: дилатация камер сердца, снижение сократительной способности, умеренное повышение тропонина (указывает на повреждение миокарда). На ЭКГ – изменения, отражающие локальную ишемию в области верхушки сердца, также выявляется нарушение локальной сократимости по данным ЭХО-КГ.
Был бы перед нами взрослый пациент, этих данных бы вполне хватило, чтобы поставить диагноз "острый инфаркт миокарда".
Однако при дальнейшем исследовании патология коронарных сосудов не подтвердилась. Как выяснилось, два месяца назад в семье болели ковидом, ребенка не тестировали, однако легкие симптомы ОРВИ ("просто сопельки") у него были. Связь с ковидом в данном случае весьма вероятна, потому что другими причинами я лично возникшую ситуацию объяснить не могу. Ранее ребенок был полностью здоров, занимался спортом и был охвачен ежегодной диспансеризацией с углубленным обследованием сердечно-сосудистой системы.
Еще хуже, когда подобные нарушения возникают у детей с пороком сердца.
Чтобы хотя бы примерно можно было оценить масштабы проблемы, приведу данные, озвученные коллегами из детского ковидного госпиталя имени Башляевой на одном из недавних профессиональных форумов:
- случаев MIS-C стало ощутимо больше,
- преобладающий возраст 7–12 лет, но есть дети до года (их 8%!) и почти совершеннолетние,
- болезнь протекает тяжело, пациенты требуют от врачей огромных усилий, включая инвазивные методы вплоть до экстракорпоральных методик,
- есть летальные исходы, но, к счастью, их не так много,
- нередко встречается поражение головного мозга по типу энцефалопатии и менингоэнцефалита. По данным этого госпиталя – аж в 24% случаев!
- у большинства детей выявлено снижение CD4, CD8 и NK клеток, что говорит о серьезном сдвиге в иммунной системе с формированием иммунодефицита. И совершенно неизвестно, как это отразится на дальнейшей жизни ребенка.
Говорить о том, может ли "омикрон" спровоцировать увеличение количества случаев MIS-C, пока преждевременно. Как видим, при предыдущих версиях от волны к волне оно росло, никаких поводов для оптимизма в этом вопросе я не вижу.
– Вакцины менее эффективно защищают от заражения "омикроном", чем от других штаммов. Многие спросят – а стоит ли в таком случае сейчас вообще прививать детей от коронавируса?
– Ковид – это по-прежнему заболевание, приводящее к системным повреждениям. Тезис о том, что снижение эффективности вакцин против нового штамма – повод отказаться от вакцинации, считаю глубоким заблуждением. Не предотвращая на 100% заражение, вакцины по-прежнему защищают от тяжелого течения, позволяют организму быстро справиться с патологическим агентом, не давая ему развернуть полностью пагубное воздействие на ткани и органы. Поэтому тема охвата вакцинацией и своевременных бустов (ревакцинации) актуальна как никогда.
Уже сейчас можно сказать, что, по данным народных отчетов участников клинических испытаний вакцины для подростков, собираемым волонтерами проекта V1V2, ничего ужасного после прививки не происходит, к тому же она демонстрирует хорошую иммуногенность.
– Однако детей в России до сих пор не вакцинируют, а лечить их в случае госпитализации будут теми же "тяжелыми" препаратами, что и взрослых?
– Надо понимать, что в настоящий момент отсутствуют эффективные средства этиотропного лечения даже у взрослых. Есть несколько перспективных кандидатных препаратов, условно одобренных регулирующими ведомствами за рубежом, эффективность которых продолжает изучаться. Но учитывая серьезные побочные эффекты этих средств, вряд ли можно рассчитывать на их скорое одобрение для использования в детской практике.
Так что лечение тяжелых форм ковида будет сводиться к борьбе не с причиной заболевания, а с теми нарушениями, которые возникают в результате повреждающего действия вируса и запускаемой им неконтролируемой иммунной бури (цитокинового шторма). В связи с этим вопрос о вакцинации детей приобретает еще большую актуальность.
В целом, глядя на развитие событий с "омикроном" в других странах, наивно думать, что Россия избежит того же неблагоприятного сценария. Увеличение числа детских госпитализаций в США и других странах вызывает сильную тревогу. Ведь количество детских коек изначально значительно меньше, чем взрослых.
До сей поры в нашей стране справлялись без массового перепрофилирования силами имеющихся инфекционных стационаров. Что будет дальше, не знаю. Ведь перепрофилировать-то особо нечего.
Любое перепрофилирование будет означать сворачивание плановой узкоспециализированной помощи детям. И это очень тревожно.
UPD. Спустя неделю после выхода этого интервью в Свердловскую область поступила первая партия вакцины "Спутник М". По сведениям региональных властей, только в Екатеринбурге поставить прививку от коронавируса своим детям за день изъявили желание около 5 000 семей. При этом пост губернатора Евгения Куйвашева в Instagram о поступлении вакцины вызвал множество негативных комментариев. Между тем в сентябре в Свердловской области пройдут выборы главы региона, и вопрос вакцинации может оказаться уже в политической плоскости. О готовности действующего губернатора к выборам читайте по ссылке.
Подготовила Елена МЕЗЕНОВА