Свердловской области грозит эпидемия "омикрона" среди детей?

Мнение врача.

Медицинские власти Свердловской области готовятся к росту числа госпитализаций детей с коронавирусом. Такой вопрос поднимался на одном из предновогодних совещаний в минздраве региона, сообщил "Уралинформбюро" информированный источник.

Очевидно, связаны такие опасения могут быть с приходом на Урал нового штамма "омикрон", который серьезно увеличил количество детей с поражением легких в тех странах, где вспышка уже в разгаре.

Правда, в самом областном минздраве отказались подтвердить или опровергнуть сведения о подготовке детских больниц и врачей Среднего Урала к нашествию "омикрона". В ведомстве попросили обратиться с этим вопросом в оперативный штаб. "Свердловские врачи во время эпидемии постоянно находятся в режиме повышенной готовности", – прокомментировали там.

Редакция попросила врача, эксперта лабораторной диагностики Александра Соловьева оценить существующий риск для детского населения Свердловской области и России в целом.


Кадр из передачи "Док-ток" на Первом канале

"Омикрон" идет за детьми?

Я думаю, это правильно, если министерство здравоохранения оценивает как высокие риски, связанные с тем, что большое число детей может быть поражено "омикроном" и увеличится количество госпитализаций среди несовершеннолетних, то есть может возникнуть потребность в большем количестве детских коек для "тяжелых" пациентов. Потому что мы ничем не отличаемся от других стран, где подобная ситуация уже наблюдается.

Более того, мы – в еще большей зоне риска, потому что у нас до сих пор не началась вакцинация детей. Если мы говорим о странах Евросоюза, Великобритании, США – там активно идет этот процесс, а в дополнение реализуются другие меры. Так, в большей части стран Евросоюза для детей обязательны маски, в значительной части стран детям с шестилетнего возраста нужно носить их в общественных местах и транспорте.

Плюс целый ряд стран широко использует возможности тестирования детей. Если у нас обычно тестируют только детей с симптомами заболевания и то не всех, то за рубежом ситуация другая. Например, в Германии трижды в неделю проводится обязательное тестирование с использованием быстрых антигенных тестов школьников и дошкольников. В отсутствие перечисленных мер у нас, конечно, нужно ожидать, что будет большее количество инфицированных и большее количество госпитализаций.

О риске перегрузки "детской части" системы здравоохранения

Такая опасность есть, потому что объем детского коечного фонда не так велик, как объем взрослого. Взрослого населения в принципе больше, чем детского, поэтому изначально в структуре коечного фонда преобладают "взрослые" койки.

Детских реанимационных коек очень мало. И это общая проблема во всех странах.

Обеспокоенность этим фактом изначально высказывали в том числе врачи в Южной Африке, когда там волна "омикрона" началась. То же самое происходит и в других странах – в Евросоюзе, Америке, Канаде.

Нас всех снова закроют?

По нашей стране и нашей области вообще очень сложно судить о том, какие меры могут быть приняты. Мы как-то немножко своим путем идем – это, похоже, такой путь, при котором негласная цель – чем быстрее и больше людей инфицируются, тем быстрее пойдет на спад заболеваемость. За весь период распространения "дельты", с июня и по текущий момент, у нас жестких мер как таковых ведь и не вводилось.

И если сопоставить антиковидные меры в разных субъектах, у нас, в Свердловской области, пожалуй, был установлен один из самых щадящих режимов. У нас были очень короткие периоды дистанта, осенью – очень мягкие запретительные меры, особенно в том, что касается защиты детей. Например, не закрывались игровые зоны в торговых центрах.

Кроме того, мы видели, что и Роспотребнадзор у нас, который должен все эти меры внедрять, – не всегда определяющий орган. Мы неоднократно наблюдали, когда санитарное ведомство выдает жесткие рекомендации, а оперштаб и в конечном итоге губернатор принимают другие, более мягкие решения. Так, в конце октября свердловский Роспотребнадзор предлагал уходить в локдаун, но этого не случилось.

Надежды на детскую вакцину нет?

С вакцинацией детей мы встаем на те же грабли, что и с вакцинацией взрослого населения. В первую очередь, у нас слабое информирование по ситуации с заболеваемостью детей. У нас нет информации сколько детей болеет, какова возрастная структура этой заболеваемости.

Данных нет, соответственно, как людям принимать решение о вакцинации детей? Им предлагается взять и поверить словам о том, что надо вакцинировать несовершеннолетних.

Но мы видим, что даже на уровне принятия решения о прививке со стороны взрослых людей по отношению к самим себе, кампания по вакцинации оказалась провальной. В конце концов мы так и не вышли на те параметры, которые были нужны, чтобы препятствовать распространению вируса.

Очевидно, по детскому населению принятие решения будет даваться людям гораздо сложнее. У нас не было каких-то предварительных разговоров с родителями и подростками, объясняющих пользу прививок. Эту работу можно было начинать еще до Нового года, когда мы уже понимали, что готовимся к вакцинальной кампании в школах.

Поэтому, к сожалению, я думаю, у нас начало вакцинации детей будет очень смазанным и пойдет с большой сложностью. А кроме того, у нас и вакцина-то фактически планируется только для старшей возрастной группы – для подростков. Но большая часть детей более младшего возраста ведь так же незащищена. Некоторые сейчас выходят из положения и вакцинируют детей за рубежом, уже есть много таких примеров.

Что нужно предпринять прямо сейчас?

На мой взгляд нужно, ориентируясь на реальную картину, которую, конечно же, видят и оперативный штаб и специалисты эпидемиологической службы, как минимум принимать первое решение о том, в какой форме начнется обучение после праздников. В СМИ просачивается информация о том, что начало очного обучения может быть отсрочено – возможно такое решение.

Потом я бы, конечно, озаботился вопросами ограничения присутствия детей на массовых мероприятиях – это, учитывая ожидаемый рост заболеваемости, можно было бы сделать уже со следующей недели. Нужны меры по усилению масочного режима и обеспечению дистанции между людьми.

Ну и конечно же, все равно рано или поздно будет принято решение об очном образовании – тут можно провести конкретную серьезную эпидемиологическую работу. И в первую очередь – постараться не допустить в школы контактных детей, тех детей, которые недавно вернулись из поездок в другие страны или другие регионы. Возможно, организовать это возвращение через короткий карантинный период, но с обязательным тестированием перед выходом в коллективы.

Подготовила Елена МЕЗЕНОВА

Еще в сюжете: Пандемия COVID-19