Вера и любовь: секрет лучшей школы Академического
Успешен каждый ребенок.
В школах Екатеринбурга онлайн отзвенели последние звонки, и завтрашние выпускники еще усерднее взялись за книги в ожидании ЕГЭ. Уверенность в своих силах – это самое главное, что могут дать вчерашнему ученику родители и школа. Как сделать детей успешными, а обычную школу в одном из первых кварталов самого молодого района Екатеринбурга превратить в обитель доверия и надежды на светлое будущее, "Уралинформбюро" рассказала директор МАОУ СОШ №16 Любовь Безбородько.
Фото: academschool16.ru
- Любовь Борисовна, ваша школа - первая из построенных в Академическом - на протяжении уже 9 лет удерживает лидирующие позиции по многим параметрам. В частности, ваши выпускники стабильно входят в число лучших в городе и регионе. В чем секрет?
- С одной стороны, это очень почетно и престижно – быть первыми, но с другой стороны, приходится стараться эту планку удерживать.
Стремиться к рейтингам, стремиться быть лучшим - это утопический путь. Как правило, твои ожидания не сбываются, и ты остаешься недоволен своей работой.
А вот если просто работаешь так, чтобы каждый ребенок нашел в школе свою зону успеха — в учебе, спорте, танцах, патриотическом или волонтерском движениях — к которой потом подтягиваются все остальные сферы его жизни, вот тогда, мне кажется, ситуация успеха будет действительно качественной, законно заслуженной и максимально объективной.
Именно такое направления выбирала я, когда создавала школу №16: она не должна была быть первая по качеству, по количеству детей, мне просто хотелось сделать школу, в которой я сама мечтала учиться в детстве, в которой каждый ребенок был бы в чем-то успешен. Поэтому мы постарались охватить практически все направления интересов наших детей.
Недаром символ нашей школы – белый голубь, в хвосте которого перья всех цветов радуги. Мы все разные: родители, педагоги, дети, школа, как цвета спектра, но "преломляясь" в призме ежедневного общения, мы создаем "белый цвет" - хорошую стартовую позицию для выпускников.
Фото: школа16.екатеринбург.рф
- Как удается нащупать именно ту сферу, в которой ребенок будет успешен?
- В этом помогает дополнительное образование – различные кружки и секции. Сейчас в нашей школе 52 таких объединения: от Малой академии наук (ее проект появился раньше, чем открылась школа, и реализуется при поддержке УрО РАН), газеты, клуба журналистов до школьного театра, труппа в котором состоит из будущих выпускников и меняется каждый год, но, тем не менее, ставит фееричные новогодние спектакли.
Самым первым появилось патриотическое движение - это было важно родителям учеников, которых привели к нам в 2011 году, когда почти 96% семей Академического были семьями военнослужащих. И мы заняли нишу, которая очень быстро принесла нам свою зону успеха - ребята занимаются парашютным спортом, сплавляются по рекам, летом в школе организуется не только детский оздоровительный, но и оборонно-спортивный лагерь, что в принципе редкость.
Не стоит стремиться к тому, чтобы все были отличниками, этого никогда не получится, но точно кто-то станет хорошим строителем, врачом, психологом, защитником родины или вернется в родную школу учителем.
- Такой индивидуальный подход к каждому ребенку позволил школе №16 войти в ТОП-20 образовательных учреждений УрФО по количеству выпускников, поступивших в престижные вузы в 2019 году. Сколько в этом году "голубят" вылетят из вашего гнезда?
- Опять большущее количество — 229 девятиклассников (8 классов) и 112 одиннадцатиклассников (4 класса), в том числе 18 потенциальных медалистов. В каждом выпуске медалистов у нас 10-15%.
- И все одиннадцатиклассники намерены сдавать ЕГЭ, даже при объявленных послаблениях?
- Сдавать ЕГЭ будут, я думаю, почти 100% из них. Практически все они намереваются продолжить учебу далее.
Мне кажется, это здорово, потому что мы готовим ребят для наших вузов, для нашего производства, а значит, умные и талантливые молодые специалисты останутся здесь, в Екатеринбурге, в своей стране, и будут делать то, что не сделали мы — взрослые — на сегодня.
Фото: academschool16.ru
- Что же помогает заинтересовать, замотивировать детей?
- Мы заблуждаемся, видя в подростках нигилистов, которым кроме телефона и компьютера ничего неинтересно. На самом деле секрет очень простой - это три слова, которые являются девизом нашей школы "Надежда. Вера. Любовь".
Сегодня дети считают, что взрослые им не верят, их не любят, потому что родители, стараясь обеспечить хороший уровень жизни, уделяют им очень мало внимания. А ведь всем нам нужно, чтобы нас кто-то услышал вовремя, поверил нам, не оттолкнул из-за своих серьезных проблем, а просто протянул руку помощи. В нашей школе большинство педагогов готовы к этим жестам, поэтому дети чувствуют себя во всех ситуациях уверенно.
Подростки сейчас более прагматичны, они четко знают, что им необходимо, но не всегда правильно могут описать это понятно для родителей и учителей. С этим нужно просто смириться, принять как данность. И это, наверное, тоже один из секретов нашего успеха — мы не пытаемся переделать ребят, мы стараемся их понять и сопровождать в их устремлениях, давая право на ошибку и ее исправление.
- Как выпускники вписались в новую реальность? Не помешал ли дистант готовиться к ЕГЭ?
- К дистанционному обучению мы начали готовиться два года назад, обсуждали с родителями платформу "Мобильное электронное образование", где размещают разработанные учебные курсы с 1 по 11 класс и даже для дошкольного образования. В эту программу у нас вошел каждый третий ребенок - 800 из 2 500 человек, в основном те, кто часто находится в разъездах на соревнованиях или конкурсах.
Мы активно пользуемся всеми доступными способами дистанционного взаимодействия с детьми и родителями - видеоконференции в Zoom, социальные сети, мессенджеры, образовательные порталы. Однако мы очень надеемся, что нам в ближайшее время все же разрешат очные консультации.
- Какие-то плюсы есть в этой ситуации?
- Самое главное — произошла переоценка отношений: воспитателя с учеником, родителей с детьми, родителей и учителей, педагогов и меня, как директора. Родители пересмотрели значимость работы учителя и, наконец, поняли, что воспитывать должны папы и мамы, а не учителя.
Для девятиклассников пришлось провести онлайн-защиту индивидуальных проектов в рамках подготовки к ГИА, и мы поняли - эта система работает.
Еще увидели, что можно проводить родительские собрания онлайн или записывать для мам и пап видеообращения вместо их визитов в школу, на которые надо еще найти время в наш суматошный век.
Человек ведь как устроен? Он в любой стрессовой ситуации находит для себя "крупинку золота", которую сможет взять с собой в будущее, чтобы улучшить его.
Фото: школа16.екатеринбург.рф
- Легко ли учителя перешли на работу в онлайн? Каков сейчас средний возраст педколлектива?
- Нагрузка на учителей сильно возросла, так как нужно было еще качественнее готовиться к занятиям, чтобы вызвать интерес у детей. С новыми технологиями справились все педагоги – коллектив у нас относительно молодой.
Если в 2011 году средний возраст был 36 лет, то сейчас уже 41 год. Мы, естественно, взрослеем, ведь учительский состав по большому счету постоянный. Но каждый год мне приходится принимать новых педагогов – мы традиционно прирастаем на 2-4 класса (если в прошлом году их было 80, то в этом – уже 82). Очень приятно, когда наши выпускники возвращаются в школу уже в качестве учителей.
Школа №79
- Насколько я знаю, сейчас в Академическом, застройку которого ведет АО Специализированный застройщик "РСГ-Академическое", строятся сразу две новых школы, скорее всего, они оттянут часть детей на себя?
- Надеюсь, что с появлением новых школ в Академическом будет становиться легче. Сейчас мы ждем открытия школы №79 в квартале "Близкий" на 1200 человек - самой большой в районе. Строится еще одна - на 1100 мест - в десятом квартале.
- Они обе войдут в социально-педагогический комплекс Академического?
- Конечно. Ведь СПК - это общественная структура, объединяющая все детские учреждения и все учреждения взрослых, которые могли бы им помочь создать максимально комфортные условия развития, воспитания и образования детей от садика до вуза и трудоустройства.
СПК помогает создавать среду добрососедства в Академическом: организовывать совместные праздники, реализовывать дворовые проекты и мероприятия. В частности, вожатские и трудовые отряды наших школьников устраивают летние игры для маленьких жителей района, делая его лучше и интереснее и зарабатывая при этом первые деньги за свой труд.
- А какой совет Вы бы дали школьникам Академического и их родителям?
- Я верю в то, что каждый ребенок имеет право на любовь и на то, чтобы ему хоть кто-то поверил. Мне хочется, чтобы все дети умели слушать себя, родители умели слушать их, и чтобы и те, и другие научились слышать педагогов. И тогда все будет замечательно — хоть оффлайн, хоть онлайн.
Беседовала Виктория УРАЛОВА