Ларьки Екатеринбурга встретят Конституцию с кулаками
Ответит мэрия?
Ситуация с нестационарной торговлей в Свердловской области продолжает оставаться "миной замедленного действия". В подвешенном состоянии оказались практически все киоски и торговые павильоны на территории Екатеринбурга, поскольку городские власти до сих пор не могут утвердить Положение об условиях их размещения. Документ не может получить одобрения гордумы, потому что в нем есть лазейки для коррупции.
Работа городской комиссии по нестационарной торговле вообще свелась к диктату районных администраций, объединивших свои усилия против попытки навести мало-мальский порядок в уличной торговле. Мэрия по сути потеряла контроль за значимым сектором муниципальной экономики.
Член комитета по ОРВ общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Александр Трахтенберг в эксклюзивном интервью "Уралинформбюро" рассказал, к каким последствиям может привести политическая близорукость чиновников.
- Александр Соломонович, весной прошлого года была угроза протеста работников торговли, чьи ларьки планировали убрать с улиц города. Грозит ли рецидив той ситуации?
- Нужно понимать, что абсолютно все объекты нестационарной торговли (НТО) в Екатеринбурге находятся в подвешенном состоянии, их владельцы лишены возможности хоть как-то прогнозировать свое будущее – на сегодня в МО "город Екатеринбург" не действует никакой муниципальный нормативный правовой акт в сфере нестационарной торговли – это прямое нарушение постановления Правительства Свердловской области от марта прошлого года "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Свердловской области". Это абсолютный правовой вакуум в сфере нестационарной торговли в Екатеринбурге, а вакуум в регулировании всегда порождает коррупцию. Предприниматели не знают, что будет с ними дальше. С одной стороны, действия администрации Екатеринбурга стали спусковым крючком самоорганизации этого сегмента бизнеса. 300-400-500 предпринимателей объединились для защиты своих прав. С другой стороны, их протест грозит вырасти в очень нехорошую историю, политическую историю уже.
Чего только не обсуждали предприниматели в своем чате – вплоть до массовых протестов! И при хорошей политической подготовке ситуация может повернуться куда угодно. Нам иной раз с большим трудом удается сдержать действия ненормативного плана.
Пообщавшись на этой неделе с представителями власти на Открытом диалоге – первым вице-губернатором Свердловской области Алексеем Орловым, министром инвестиций и развития Свердловской области Викторией Казаковой, министром агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области Дмитрием Дегтяревым – я понял, что они видят ситуацию сквозь розовые очки. А у меня лично есть большое сомнение в том, что эта история утихнет.
Александр Трахтенберг
- То есть накануне общероссийского голосования за поправки в Конституцию в Екатеринбурге "ларечники" уйдут в протест? Сколько человек трудится в этой сфере?
- Количество НТО в Екатеринбурге порядка 5 000. Важный момент: мы не делим находящихся в схеме [размещения НТО, утвержденной городскими властями] и не попавших в нее. Для нас они все - субъекты бизнеса. Просто те, которые не попали в схему, "пролетели" по разным причинам, в том числе из-за произвола чиновников. А тех, которые в схеме, примерно 2 600. Всего же в Свердловской области по разным подсчетам 10-12 тысяч НТО, где работают порядка 25-30 тысяч человек, которых чиновники длительное время никак не замечают. Примерно половина – это Екатеринбург.
- Что подогревает недовольство предпринимателей?
- В мае 2019 года вышло постановление Правительства Свердловской области №164-ПП, которое вводит регулирование в сфере нестационарной торговли на всей территории региона. У Екатеринбурга был почти весь прошлый год, чтобы принять соответствующий муниципальный акт (до 31 декабря 2019 года – прим.ред.). Сейчас вице-мэр по торговле Владимир Боликов в ответ вам скажет: это депутаты - сволочи, они протянули время и не утвердили. Именно так это и происходит. Действительно, с декабря прошлого года проект НПА "Об утверждении Положения об условиях размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" находился, условно, в юрисдикции Екатеринбургской городской думы. В итоге депутаты ЕГД не нашли возможным его принять. Дело в том, что он настолько сырой и настолько неправильный по отношению к бизнесу, что они не решились его утвердить.
Комиссия гордумы по экономическому развитию перед этим заседала 7 часов. Это уникальный случай в истории городской думы! Надо отдать должное председателю комиссии Григорию Вихареву, который сказал: будем обсуждать поправки столько, сколько потребуется. И это позиция "лицом к предпринимателям". И в результате все равно документ оказался не готовым, сырым, и на заседании думы, где проект тоже обсуждали полтора часа, его отклонили. Тот проект НПА, который "вышел" на заседание ЕГД, с учетом многочисленных поправок после Комиссии, должен был быть таковым с самого начала – для размещения его на ОРВ. В итоге сейчас все начнется сначала: проект документа, оценка регулирующего воздействия (ОРВ), опять комиссия, и, наконец, дума. Это минимум два-три месяца. Очевидно – это зона для принятия решений уже прокурора области.
Слава богу, что вице-губернатор Сергей Зырянов пошел навстречу нашему предложению - продлить срок переходного периода для "нестационарки" с 31 декабря 2019 года до 1 июля 2020 года. Потому что если бы этого не было сделано, в Екатеринбурге с точки зрения регулирования вообще был бы абсолютный швах. Все субъекты бизнеса, которые владеют киосками, оказались бы в абсолютном регуляторном вакууме. Правовые основания работы НТО (даже, находящихся в Схеме размещения НТО) весьма и весьма разношерстные, для некоторых это просто так называемый "расчет арендной платы". Получается, абсолютно все киоски оказались с "подмоченным" юридическим основанием работы. И это, вне всякого сомнения, ответственность только и исключительно заместителя главы Екатеринбурга Боликова.
- А в администрации и не скрывают, что часть киосков незаконны. Они преспокойно работают, а городские власти никак не могут их закрыть.
- То, что объект находится не в схеме, никак не означает, что он незаконный, например, с точки зрения уплаты налогов. Значительная часть НТО, оказавшихся вне закона, была в свое время немножко "обманута" чиновниками.
Есть такая юридическая конструкция – "бессрочный договор". И люди массово их заключали, думая, что бессрочно – это навсегда. А бессрочный договор подразумевает, что администрация – сторона по договору может в любой момент направить уведомление о расторжении договора. Есть в Схеме – это уже никого не интересует. По каким-то причинам, своим внутренним соображениям, она прислала предпринимателю уведомление о расторжении договора, и через три месяца он юридически расторгнут и работа НТО, с точки зрения администрации, незаконна. Таких историй сотни. Вот откуда берутся те, которые не в схеме.
Плюс ко всему администрация Екатеринбурга поступила очень некрасиво - и к сожалению, ни областная власть, ни прокуратура ее не одернули – процесс перевода из старой схемы размещения, которая была до 2018 года, в новую бессрочную схему по какой-то странной причине пережили далеко не все. Хотя постановление Правительства Свердловской области (295-ПП) предписывает: если субъект бизнеса находился в схеме на 2018 год, он должен автоматически попасть в новую схему. Но автоматизм не сработал, и довольно большое количество субъектов попали в эти жернова. И самое интересное, что те, кто считается формально незаконнымы, готовы работать по закону. Но администрация к этому не готова! Мы предлагали городским чиновникам внести в их документ процедуру узаконения незаконных НТО – в рамках порядка по выносу незаконных НТО. Но те встали на дыбы.
Вице-мэр Екатеринбурга Владимир Боликов (в центре). Он отвечает за реформу НТО в Екатеринбурге. Фото: пресс-служба ЕГД
- Как вы считаете, с чем это связано? Какие-то коррупционные моменты?
- У администрации города, как мне кажется, есть свое экономическое обоснование. И оно не связано с тем, что некоторые чиновники, особенно в районных администрациях, откровенно "крышуют" НТО. Если вы помните, в 90-х – начале 2000-х годов администрация Екатеринбурга призывала (принуждала) представителей уличной торговли уходить на первые этажи зданий. На тот момент это было правильно, потому что кому хочется видеть на проспекте Ленина, например, строй грязных киосков? Предприниматели поддались этой логике. Но сейчас объекты НТО - прямые конкуренты магазинам на первых этажах, магазинам шаговой доступности (МШД). Конкуренты и враги НТО – не "Пятерочка" и другие федеральные сети, а именно эти МШД. И коммерсанты с первых этажей, видимо, в неофициальных беседах с чиновниками говорят: "Слушайте, вы нас заставили уйти на первые этажи. Мы потратили колоссальные деньги на выкуп помещений, реконструкцию и тому подобное. И что мы имеем? Эти ребята работают, неся кратно меньшие издержки. Давайте, решайте вопрос!"
Стационарные объекты с точки зрения налоговых поступлений и пополнения бюджета действительно более выгодны для власти. Но, как уже было сказано, у органов местного самоуправления нет практически никаких полномочий в сфере торговли – это исключительно "государственная история". Они не могут запретить тот или иной бизнес, тот или иной формат торговли. Муниципалитет кроме схемы размещения НТО никак не может влиять на уличную торговлю. Нужны какие-то другие инструменты. На самом деле, все регулируется экономикой.
Предпринимателю ведь абсолютно до лампочки, где стоит его объект: на проспекте Ленина или в Компрессорном поселке. Ему важно заработать – получить прибыль со своей собственности. Не хотите видеть его в центре города – бога ради. Но вы обеспечьте ему место, и он туда уедет. Обеспечьте ему доход! К сожалению, администрация Екатеринбурга не привыкла мыслить такими категориями. Проще запретить, снести – "вычистим Екатеринбург от нестационарки".
Главный конкурент ларьков - магазины на первых этажах домов
- Екатеринбург ведь не единственный город в Свердловской области, где есть проблемы в сфере уличной торговли. В Нижнем Тагиле жалуются на завышение платежей…
- Там произошел рост платежей более чем в 10 раз. Муниципальное постановление, которое было принято в июне 2019 года, предусматривало рост от 10 до 15 раз. Даже после уточнения рост примерно в 3-4 раза. Чиновник аппетиты поумерили, но все же абсолютно на ровном месте, абсолютно необоснованно это увеличение провели. Ни чем необоснованное и незаконное увеличение платежей за размещение НТО.
Для арендаторов везде идет расчет от кадастровой стоимости земли. Поэтому нельзя сказать, что раз земля очень дешевая (такое есть мнение), давайте сделаем ставку 1000%. В реальности максимальная возможная ставка – 75% от кадастровой стоимости (это после февральских изменений). В Екатеринбурге, например, сделали 13% - в этом смысле они молодцы. Хотя стремления позакрывать все киоски это не компенсирует.
Но если в Екатеринбурге предприниматели уже готовы воевать с администрацией города, то в Нижнем Тагиле, где всего полтысячи НТО (которые в Схеме), люди просто боятся пойти на встречу с Главой Нижнего Тагила Пинаевым. Негласно, в управлении промышленной политики и развития предпринимательства действует простое "пошел жаловаться – снесли киоск". Но это все, естественно, неофициально - как говорится, не под запись и нет никаких доказательств.
- Осенью прошлого года "Единая Россия" проводила круглый стол по незаконным НТО, где представитель мэрии Нижнего Тагила рассказывала, как лихо они расправляются с киосками…
- Я присутствовал на этом круглом столе. Удивительно, что после слов этой девушки, никто из "Единой России" ее не одернул. Потому что она несла откровенную дискредитирующую глупость. Даже если чиновник так думает, то он не имеет права произносить это вслух, хотя бы из соображений самосохранения.
Все началось именно с этой Елены Воробьевой, которая не думая, не разбираясь, подготовила постановление о размещении НТО, где есть приложение – методика определения стоимости размещения НТО. По сути, она подставила и свою непосредственную начальницу Людмилу Абдулкадырову (супругу начальника городской полиции – прим.ред.), и [курирующего вице-мэра Вячеслава] Горячкина, и мэра Владислава Пинаева. Кстати, проводя ОРВ, в Нижнем Тагиле в миллиметре остановились от действия одной статьи УК. Люди то ли глупые, то ли понимающие свою абсолютную бесконтрольность. В результате, даже после изменений, предприниматели на ровном месте получают троекратное увеличение платежа. При том, что есть главный принцип в отношении малого предпринимательства – не ухудшать условия ведения бизнеса. Получается, президент говорит одно, а мэр Пинаев говорит другое.
Мэр Нижнего Тагила Владислав Пинаев
- Возвращаясь к Екатеринбургу: действия чиновников тоже идут вразрез с государственной стратегией?
- Абсолютно. Если в 90-х годах приоритет отдавался развитию так называемых современных форм торговли: гипермаркеты, дискаунты и прочее, сейчас Минпромторг РФ говорит о развитии малоформатной торговли. Получается, что при таком подходе – государственная политика в сфере торговли, в Нижнем Тагиле и Екатеринбурге делают все с точностью до наоборот, только инструменты разные.
Как представляется, это не позиция, например, председателя комитета по товарному рынку мэрии Екатеринбурга Елены Чернышевой. На сегодняшний момент она - один из самых "старых" чиновников в городской администрации. Она там трудится с 1992 года. И не в ее интересах рушить ту сферу, которой она руководит. Это - некие идеологические установки ее начальников, возможно, одного начальника.
Нельзя сказать, что Чернышева такая нехорошая и во всем виновата. Она абсолютно слышащий человек, и с ней можно вести дискуссию. А вот вести дискуссию с ее начальниками – и с Боликовым, и с [мэром Екатеринбурга Александром] Высокинским – бессмысленно.
Говоря о Боликове, я вспоминаю его слова, которые он произнес на совещании по оценке регулирующего воздействия (ОРВ) по одному из документов. Глядя предпринимателям в глаза, он произнес: "Не мешайте работать администрации!" Причем это была не оговорка, он это сознательно произнес 3-4 раза. То есть, не чиновники в помощь бизнесу, а бизнес как препятствие для чиновников! Либо это абсолютная наглость, либо он просто потерял хватку.
Причем его слова прозвучали в присутствии независимых экспертов ОРВ – представителей Свердловского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты, "Деловой России", "Опоры России".
В летнем прошлого года постановлении властей Нижнего Тагила, на наш взгляд, есть нормы с признаками коррупциогенности. К сожалению, профессиональный уровень чиновников местных администраций невысок. Они не в состоянии придумать регулирование - чтобы и волки были сыты, и овцы целы. А в результате получается скандал с непредсказуемыми последствиями. Показательно, что летом прошлого года в эту ситуацию – в сфере нестационарной торговли Екатеринбурга уже вынужден был вмешиваться "политический" вице-губернатор Сергей Бидонько. Но где Бидонько, и где торговля?! Это говорит о том, что ситуация была политически непредсказуема. Я не уверен, что она не повторится и в этом году, если мэрия Екатеринбурга будет настаивать на своих требованиях.
Нужно, наконец, становиться договороспособными.
Беседовал Дмитрий МИГАЛИН