Екатеринбургская кольцевая: третий пошел!

Образцово-показательный.

Лучшим подарком к 300-летию Екатеринбурга может стать не Универсиада-2023, которая под вопросом, и не вторая ветка метро, которая под сомнением, а полноценная кольцевая автодорога, достройка которой после перерыва стартовала недавно.

Финальный, третий пусковой комплекс в 11 километров будет сдан через три года. В эксклюзивном интервью "Уралинформбюро" директор "Проектной Компании "УралДорТехнологии" Дмитрий Бахирев (ДБ) и исполнительный директор Группы Компаний "УралДорТехнологии" Светлана Тамбовцева (СТ) рассказали детали разработанного ими проекта, который будет воплощен к 2024 году.

- Не каждый город-миллионник в России может похвастаться тем, что он удачно "окольцован". Екатеринбург скоро станет таким. Казалось бы - всего-то 11 километров до счастья. Насколько они будут сложны в строительстве?

ДБ - Это дорога первой категории, так называемая 1-Б, да еще под боком у города-миллионника, вы правильно подчеркнули. Строительство таких объектов всегда сопряжено с определенными трудностями, в том числе из-за большого количества инженерных коммуникаций. Это - магистральные газопроводы, линии электропередач на 35, 110 и 500 киловольт, которые заходят в город, канализации и распределительные электросети промышленных зон.

Магистральные инженерные коммуникации находятся в ведении крупных федеральных энергоснабжающих компаний, предъявляющих повышенные требования к проектным решениям объектов капитального строительства, размещаемым вблизи таких коммуникаций. Всесторонняя поддержка со стороны губернатора Свердловской области Евгения Владимировича Куйвашева и министерства транспорта Свердловской области в лице Василия Владимировича Старкова в решении вопросов с федеральными компаниями-монополистами позволила найти компромисс во многих вопросах.

Последний участок Екатеринбургской кольцевой пройдет южнее садоводческих хозяйств, не причинив беспокойства их владельцам.

На данном участке сложный рельеф: много выемок и насыпей, высота насыпи и выемки по трассе проектируемой дороги местами достигает 12 метров. Кроме того, пусковой участок примыкает к Челябинскому тракту, а это - федеральная трасса М-5, к которой предъявляются особые требования. В связи с этим пришлось проработать варианты размещения развязки "клеверный лист", что потребовало внести изменения в "классический" вид транспортной развязки.

СТ - Кроме того, при проектировании мы постарались максимально учесть перспективы развития этой части Екатеринбурга в соответствии с Генпланом. Ведь это, напомню, высококатегорийная скоростная дорога с тремя полосами движения в обе стороны. А значит, рядом с ней обязательно будут размещаться объекты бизнеса и логистические центры. При проектировании эстакад транспортных узлов мы учли этот фактор.

- Каким образом третий участок ЕКАД улучшит жизнь автовладельцев? Насколько разгрузится транзитный траффик, который до этого приходилось пускать через Екатеринбург?

СТ - Эти последние километры ЕКАД станут воистину глотком свежего воздуха для всех прилегающих территорий, включая Солнечный, Вторчермет, Рудный, Шабровский, Сысерть и Курганово. Планируемый поток там - 24 тысячи автомобилей в сутки, а в перспективе более 30 тысяч.

ДБ - Сейчас "кольцо" ЕКАД разорвано, и траффик с Пермского тракта в сторону Тюмени идет по улице Объездной или северному полукольцу. После сдачи третьего пускового участка ситуация радикально изменится: весь поток с этого направления перераспределится перебросится с северной на южную часть ЕКАД, освободив таким образом загруженный сегодня участок, а также снизив нагрузку с улично-дорожной сети города. Мы прогнозируем, что речь идет минимум о 10 тысячах машин в сутки.

- В чем отличие этого участка от двух, что построены за предыдущие четверть века?

СТ - Мы в первую очередь ориентировались на логическое завершение уже имеющегося кольца. Это - современная шестиполосная магистраль, которая должна обеспечивать как пропуск транзитного транспорта в обход города, так и связь промышленных и логистических зон города с областной и федеральной дорожной сетью.

По нормативу на дорогах категории 1-Б развязки должны размещаться не чаще чем через 5 километров, чтобы не снижать скоростной режим. На участке запланированы три транспортных узла. Первая развязка встанет рядом с Полевским трактом - с эстакадой через железную дорогу и съездами на прилегающую территорию, где сконцентрировано много логистических центров. Вторая запланирована чуть дальше, также в районе базирования промплощадок в том числе перспективных, а третья на пересечении с Челябинским трактом.

"УралДорТехнологии" предусмотрели два варианта размещения "клеверной" развязки: с четырьмя "лепестками"...

Учитывая расчетную интенсивность движения, наличие в составе транспортного потока большого количества грузового транспорта особые требования предъявляются к дорожной одежде. Чтобы выдержать траффик, покрытие должно быть сверхпрочным. Поэтому на участке будет очень мощная конструкция дорожной одежды: три слоя асфальтобетона с применением в нижнем слое асфальтобетона с резиновой крошкой, чтобы исключить риск образования колей и цементно-песчаным основанием. Это увеличит межремонтный срок эксплуатации дороги до 12 лет. В этом вопросе мы нашли поддержку у государственного заказчика – Управления автомобильных дорог Свердловской области – как структуры в первую очередь заинтересованной в эффективном расходовании бюджетных средств дорожного фонда.

... и тремя, чтобы дать возможность разместить рядом с узлом многофункциональный торговый центр

- Но и повысит стоимость проекта?

- Именно из соображений увеличения прочности дороги мы при поддержке Управления автомобильных дорог Свердловской области и лично начальника управления Вячеслава Валерьевича Данилова в свое время убеждали госэкспертизу: давайте сделаем на 10% дороже, чтобы потом сэкономить на эксплуатационных издержках.

- Вы подчеркнули, что это - скоростной участок. Что предусмотрено для повышения безопасности движения там?

СТ - Во-первых, предусмотрена дорожная разметка термопластиком, которая хорошо видна в любое время суток и года, в том числе и зимой. Будут установлены современные светоотражающие элементы на дорожных ограждениях, которые помогают водителям лучше ориентироваться и видеть направление движения в темное время суток.

Во-вторых, мы запроектировали на участке светодиодное освещение. Да, такие светильники дороже обычных консольных ЖКУ, зато имеют гарантию бесперебойной работы около 10 лет, в то время как ЖКУ на том же Кольцовском тракте постоянно ремонтируются. Да и энергопотребление у "обычных" ламп гораздо выше.

ДБ - Если вы поедете по Пермскому тракту, то сами убедитесь, что светодиодные светильники более равномерно, чем ЖКУ, распределяют световой пучок, исключая резкий переход из света и тень и наоборот.

Кроме того, между полосами движения мы запроектировали современное железобетонное парапетное ограждение, в обиходе именуемое "Нью-Джерси". Аналогичные блоки уложены на Кольцовском тракте.

За безопасностью движения на новом участке ЕКАД будут следить бетонные "Нью-Джерси", как на Кольцовском тракте.

Фото: Яндекс.Панорама.

И еще немаловажный фактор, усиливающий безопасность: конструкция наших развязок исключает левые повороты, весь транспорт с прилегающих дорог "вливается" в основной поток через переходно-скоростные полосы, таким же образом покидает основное направление движения. Это делает более предсказуемыми "точки сбора" потоков, исключает внезапные выезды на проезжую часть транспорта совершающего поворот налево с примыкающей дороги, что зачастую приводит к ДТП с весьма тяжкими последствиями.

- Может ли ваш проект стать своего рода эталоном, по которому в ближайшие годы будут строить дороги в регионе?

СТ - Когда придет время реконструировать существующие участки ЕКАД, их нужно сделать похожими на "третий пусковой".

ДБ - И возможность для этого есть. Например, участок ЕКАД между поселками Семь Ключей и Большой Исток изначально проектировался с перспективой расширения с 2 до 3 полос (в каждую из сторон движения – прим. ред.). Сегодня он серьезно перегружен, особенно в районе "Горбатого моста" и Кольцовского тракта. После реконструкции этот участок станет логическим продолжением "третьего пускового".

Действующие участки ЕКАД сегодня основательно перегружены. Их ждет апгрейд по примеру "третьего пускового".

- А вы не задумывались над тем, что после реализации проекта рейтинг проектировщиков "УралДорТехнологии" "взлетит до небес", и вам начнут поступать заказы из других регионов?

СТ - Возможно. Но мы-то живем в Свердловской области, и у нас с регионом связаны довольно амбициозные планы. После завершения ЕКАД мы хотим взяться за реконструкцию областных дорог: Режевского и Полевского трактов, а также восточного обхода вокруг Нижнего Тагила.

Дороги на Реж и Полевской в "часы пик" сегодня просто "стоят", их надо расширять. А нижнетагильский обход начали строить во время выставки вооружений (RussiaExpoArms – прим.ред.), и неплохо бы этот проект довести до конца, тем более что за Тагилом расположена Верхняя Салда с огромным металлургическим комбинатом (ВСМПО-Ависма-прим. ред.), и весь траффик оттуда сегодня идет через город.

Беседовал Евгений СУСОРОВ