Среднеуральскую птицефабрику спасет от закрытия только чудо
Считает депутат из Верхней Пышмы.
Скандальная птицефабрика "Среднеуральская" уже в ближайшее время может полностью остановить производство. Такой прогноз озвучила в беседе с корреспондентом "Уралинформбюро" депутат Думы городского округа Верхняя Пышма Елена Авраамова.
У среднеуральского "птичника" под Екатеринбургом, как известно, сложные отношения с экологическим законодательством. После перехода предприятия под крыло челябинского агрохолдинга "Равис" фабрику не раз уличали в организации несанкционированных свалок куриного помета (вещество 3-го класса опасности).
Фекальный след, оставленный "детищем" южноуральского олигарха Андрея Косилова (контролирует "Равис"), протянулся от Верхней Пышмы до Богдановичского и Нижнесергинского районов и привлек внимание Росприроднадзора, прокуратуры и Следственного комитета.
Кучи помета на полях Нижнесергинского района
Так, по факту обнаружения пометных "схронов" на фермерских полях у поселка Лазоревого и села Каменноозерского в 2019 году были возбуждены уголовные дела по статье о нарушении правил обращения экологически опасных отходов. Кроме того, в прошлом году птицефабрику крупно оштрафовали за ущерб, нанесенный Молебскому болоту, куда сливались фекальные стоки.
В данный момент предприятие продолжает незаконно сливать стоки в болото о чем подробно рассказывало "Уралинформбюро" и на что не реагирует прокуратура Свердловской области. Параллельно на территории "Среднеуральской" возводятся очистные сооружения, осмотреть которые руководство "Рависа" пригласило главу региона Евгения Куйвашева.
Елена Авраамова успела побывать на этой стройке раньше губернатора – и весьма разочарована увиденным. Своими впечатлениями депутат поделилась с "Уралинформбюро".
- Елена Арслановна, Среднеуральская птицефабрика – не единственное предприятие такого профиля в регионе. Построена еще в советские годы, однако раньше на ее работу жалоб не было…
– Проблемой птицефабрики "Среднеуральская" я занимаюсь с лета текущего года, по жалобам жителей городского округа Верхняя Пышма, которые страдают от сильного удушливого запаха, идущего с фабричной территории, особенно в ночное время. Люди, которые страдают заболеваниями дыхательной системы, во время залповых выбросов просто начинают задыхаться.
Думаю, экологический ущерб там копился десятилетиями. Никак не решались проблемы со стоками. С серьезными нарушениями работали пометохранилище и чеки-отстойники, так как они не оборудованы системами гидроизоляции и сбора дренажных и ливневых вод.
Нарушения технологии при эксплуатации пометохранилища и чеков-отстойников привели к заболачиванию и деградации грунтов на территории огромной протяженности, от границ птицефабрики до Серовского тракта. В результате серьезно нарушены крупные экосистемы, включая Молебское болото и озеро Ключи.
В 2018 году на птицефабрике была проверка Росприроднадзора, которая запретила сбрасывать стоки в болото. По пометохранилищу также были выданы предписания. Тогда руководство птицефабрики начало искать другие места складирования помета (в том числе на полях фермеров в ряде муниципалитетов – прим.ред.), и проблема обнажилась, что называется, "во всей красе".
По итогам проверки предприятию был предъявлен ущерб за загрязнение почвы в районе размещения пометохранилища в размере 14,5 миллиона рублей. Правда, впоследствии было разрешено выплачивать данный ущерб по частям, растянув на год. Но все равно выходит по миллиону с лишним рублей в месяц!
Свалку фекалий "птичник" разместил у себя под боком - в леске за фабричных забором
- Сегодня руководство фабрики уверяет, что проблема очень скоро решится за счет строительства очистных сооружений. В чем же ваш скепсис?
- Необходимость в очистных сооружениях на Среднеуральской птицефабрике назрела давно. Ведь на сегодняшний день фабрике в судебном порядке запрещено сбрасывать стоки в Молебское болото. На городские очистные сооружения Среднеуральска их тоже отправлять нельзя. Поэтому "птичка" была вынуждена вывозить производственные стоки машинами на Северные очистные сооружения Екатеринбурга.
Для транспортировки всего объема нужно минимум 45-50 машин в день. Таким образом, ежедневно у птицефабрики скапливалась бы очередь из автотранспорта, но этого никто не заметил. Поэтому возникает вопрос - действительно ли вывозился весь объем стоков на очистные сооружения?
На данный момент ведутся пуско-наладочные работы на только что построенных локальных очистных сооружениях. Правда, когда они будут сданы в эксплуатацию, неизвестно. Я видела проект этих очистных. По документам они рассчитаны на прием для очистки части производственных стоков. Но общий объем всех стоков очень большой (450 кубометров в сутки – прим.ред.), и я не уверена, что очистные сооружения с ними справятся.
Я считаю, что строительство локальных очистных сооружений не решает проблему очистки стоков птицефабрики в полной мере. Остаются без очистки ливневые и дренажные, хоз-фекальные стоки. Для сброса стоков в Молебское болото нужна очистка до нормативов, установленных для водоемов рыбо-хозяйственного назначения. А, как известно, требования, предъявляемые к таким водным объектам, очень жесткие. Поэтому понадобится строительство более мощных очистных сооружений, которые бы обеспечили очистку всех видов стоков.
Кроме того, необходимо восстановить нарушенные земли вокруг птицефабрики. Ведь именно они являются источником загрязнения водных объектов, а также неприятных запахов, на которые жалуется наше население. Только так можно снизить негативное воздействие "Среднеуральской" на окружающую среду. Но для реализации этих мер потребуется совсем другой объем финансирования и другие сроки исполнения.
Грузовик с пометом, пойманный с поличным в полях под Богдановичем
- Какие конкретно?
- Птицефабрике потребуется разработать проект реконструкции либо строительства очистных сооружений, проект рекультивации нарушенных земель, пройти государственную (в том числе экологическую) экспертизу (и вряд ли они это сумеют сделать "в один заход"). Затем нужно будет реализовать эти проекты. Для обеспечения работы в соответствии с требованиями природоохранного законодательства необходимо разработать и утвердить в надзорных органах нормативную природоохранную документацию, затем нужно получить в Росприроднадзоре и МПРиЭ Свердловской области все разрешительные документы. Процедура разработки и получения такой документации займет не меньше года!
Строительные и рекультивационные работы тоже могут растянуться не на один год, а расходы составят от нескольких десятков до нескольких сотен миллионов рублей.
- То есть на период получения всех экспертиз и разрешений, проектирования и строительства очистных, да еще и на рекультивацию нарушенных земель предприятию придется вообще остановить производство?
- Или совершить очень большое чудо.
- И велика вероятность, что даже если фабрика выполнит все эти процедуры, она просто окажется на грани банкротства?
- Возможно.
- Какой же урок из этой ситуации следует извлечь другим птицефабрикам региона?
- Если вы в курсе, все предприятия природопользования по закону должны вставать на государственный учет, им при этом присваивается категория опасности. Так вот, любая птицефабрика – предприятие 1-й, то есть самой опасной категории с точки зрения негативного воздействия на окружающую среду. И единственный выход из этой проблемы – модернизация производства, внедрение самых лучших и передовых технологий. Если за таким оборудованием следить и строго соблюдать экологическое законодательство, а не ставить во главу угла погоню за прибылью, то можно долго работать без серьезного ущерба для экологии.
Беседовал Евгений СУСОРОВ
Еще в сюжете: Помётный след Андрея Косилова
- "Равис" взыскал 110 миллионов рублей с бывшего "куриного короля" Косилова
- Лесники оценили траншею птицефабрики "Среднеуральская" в 5 миллионов
- Наследие "куриных королей" мешает жить Среднеуральску
- Мэрия Среднеуральска не торопится с оценкой вреда птицефабрики
- Купившая долю в "Рависе" компания судится за доступ к документам