Екатеринбургский цирк "под каблуком"
Что изменится?
Екатеринбургский цирк находится в состоянии глубокой депрессии. Старые неудобные деревянные сиденья, незабываемый запах слонов и пустующий зал в дни представлений. А еще вывеска – "Екатеринбург – мировая столица клоунов".
Около года горожане следили за увлекательными цирковыми войнами с увольнением-восстановлением многолетнего директора-клоуна Анатолия Марчевского, которые завершились приходом в начале августа нового директора – Тамары Бортниковой.
Ее позиционируют как антикризисного менеджера, ранее устроившего перезапуск двум площадкам "Росгосцирка" в Туле и Рязани. Хотя изначально к цирку она не имела никакого отношения. "Уралинформбюро", среди прочих в Екатеринбурге, ждет, что же будет на местной цирковой арене в перспективе.
– Тамара Сергеевна, вы несколько лет назад пришли в закрытый и самодостаточный мир цирка, где династии и все такое. Как вас приняли?
– По поводу закрытости – это стереотип, который уже несколько устарел. Цирк так же открыт, как и весь остальной мир. Хорошие люди есть везде, а где люди хорошие, там и принимают с любовью. Бесспорно, уважение и доверие необходимо заслужить, но в цирке это несколько проще решается. Артисты – люди творческие, эмоциональные. Иногда, если они видят, что ты действительно неравнодушен к их проблеме, помогаешь, беспокоишься, могут ворваться в кабинет, обнять, расцеловать, похвалить. Как тут не постараться?
Могу точно сказать, что артисты, которые за последние два года побывали в Туле или Рязани, были окружены вниманием и заботой всех сотрудников цирка, не было ни одного вопроса, который остался нерешенным. А отдача выступающих на манеже всегда пропорциональна тому, насколько хорошо и доброжелательно их встречают в городе гастролей. Коллектив любого цирка – это основа успеха деятельности предприятия, основа успеха руководителя. Не сомневаюсь, и здесь, в Екатеринбурге, у нас всё получится.
– То есть сейчас перед вами стоит задача создать свою dream team?
– Компания "Росгосцирк" – самая большая цирковая компания в мире. Это и есть команда мечты! Только здесь вы можете встретить артистов, которые десятилетиями от поколения в поколение передают свои знания, опыт, традиции цирка детям, внукам. Всей семьей выходят на манеж, а рядом с ними – тот, кто только вчера окончил цирковое училище. Он тоже станет здесь своим, и ему также передадут знания, любовь и строгие правила цирка. Так было и со мной. Тульский коллектив, очень преданные цирку люди, всегда помогали и поддерживали меня, именно поэтому у нас всё получилось.
На пресс-конференции в Туле. Фото Катерины Беловой
В Рязани была своя история. После капитального ремонта там полностью формировался новый штат цирка, но за год мы стали командой. В Екатеринбурге же – слаженный и давно работающий коллектив. Люди преданы цирку, своей работе, но это совсем не значит, что в таком коллективе нет места молодым профессионалам.
Мы уже в поиске таких людей. Например, вчера познакомились с руководством Свердловского колледжа искусств и культуры, где на цирковом отделении учатся 40 студентов. Уверена, нам есть о чем поговорить с ними. Свежие идеи, новые планы – это всегда интересно. Новых историй ждут и наши зрители, они – тоже наша команда. Порой, замечание, просьба ребенка или мамы – лучшая помощь в деле создания комфорта и хорошего впечатления о цирке.
– Это интрига для Екатеринбурга – что будет с цирком после вашего прихода. Вы, как можно прочесть в интернете, поднимали цирки в Туле и Рязани...
– Это очень громко сказано. Я пришла в цирк с огромным интересом и желанием работать. В цирке праздник не каждый день, всегда есть обычные задачи руководителя, планирование, работа с документами, согласования и отчеты. Но вместе с тем тут и огромный потенциал для воплощения идей – только успевай делать.
В Туле и Рязани нам удалось найти подход к зрителю, реализовать новые формы событий в цирке, которые стали интересны и востребованы. Большое спасибо надо сказать руководству нашей компании, которое поддерживало иногда очень необычные идеи, но от этого все стороны только выигрывали.
Фото Сергея Щерба со страницы Тульского цирка во "ВКонтакте"
Так, например, родилась идея проведения в цирке ММА – шоу "Битва за Тулу", которое с большим успехом трижды за год мы провели на манеже. Кроме того, в прошлом году Тула была новогодней столицей России, и нам пришла идея установить рекорд по самому большому хороводу со слонами. Когда ходят по манежу, они держатся за хвостики, а мы держались за руки и ходили вокруг ёлки на площади перед цирком. Получилось здорово!
Проект "Доктор цирк" для особенных детей, которые нуждаются в индивидуальном подходе, и вовсе стал доброй традицией наших цирков. Камерное общение ребенка с пушистыми артистами неизменно вызывает восторг и дарит море положительных эмоций.
"Доктор цирк" в Туле. Фото: Алена Соловьева, vk.com/tula.circus
Иногда сами артисты дарят идеи. Например, в Рязани летом работали канатоходцы Гаджикурбановы. Под их чутким руководством дети до 10 лет после представления могли пройти по канату, а мамы сфотографировать их восторг. Было огромное количество желающих.
Люблю концерты в цирке, когда приезжают звезды, у всех предвкушение праздника, все делают снимки… Словом, управление цирком – это творческий процесс и кропотливый труд, но всегда благодарный. Зрители всегда будут возвращаться туда, где их ждут с уважением и любовью.
– И они будут приносить деньги…
– Это, бесспорно, важно.
Однако цирк возвращает в душу радость, если вдруг ее нет. Если она есть, он ее умножит. Приобщение зрителя к культуре посещения цирка, рождение в каждом желания снова и снова приходить туда всей семьей, удивляться и восхищаться – это то самое, что помогает появиться семейным ценностям и традициям, которые каждого из нас делают немного счастливее.
– Звучало, что в Екатеринбурге по 100–200 человек порой собирается на представление. Это в зале на 2 500 мест. В Туле и Рязани у вас получились аншлаги?
– В целом год был очень хороший, но в новогодние праздники и в Туле, и в Рязани новогодние представления прошли аншлагами. В Туле был побит абсолютный рекорд – 56 тысяч зрителей на зал в 1 800 человек, у нас было тридцать два аншлага!
С братьями Запашными в Тульском цирке
Тула – это, вообще, моя любовь, мой первый цирк. Город – очень цирковой. Так исторически сложилось, что в советские годы многим артистам здесь давали жилье и многие из них остались в этом городе. Культура почитания циркового искусства в Туле – на высшем уровне. В городе очень любят цирк, но по тем же причинам там очень требовательный зритель. То же самое можно сказать о Екатеринбурге.
– С этим как раз был связан вопрос. Ситуация в нашем цирке сложная. Зрителей мало, а конкуренция, в отличие от той же Тулы, огромная – одних театров только около десятка, детских развлечений – масса...
– Да! И это вызов для любого руководителя. Когда задача сложная, это всегда интересно. Меня это заставляет мобилизоваться. Много уже сделано, наработано. Можно было бы подумать, что ты приходишь в новый цирк и делаешь что всегда. Совсем нет. Так не получится. Здесь нужно сделать на 1 000% больше.
К тому же оба цирка – в Туле и Рязани – были новые. И если тульский очень компактный, кругленький, похож на елочную игрушку…
Фото: "ВКонтакте"
– Пряничный домик...
– Да, такой тульский цирковой пряничный домик, то в Рязани цирк больше, там здание – мраморный дворец, с красивой деревянной отделкой… И атмосферу, которая в Туле уже присутствовала, в Рязанском новом цирке нужно было создавать шаг за шагом.
Цирк в Рязани. Фото: Алена Соловьева
– У вас есть план, как вернуть зрителя в Екатеринбургский цирк. Как здесь атмосферу эту настраивать?
– У нас много поводов удивлять и радовать зрителей в новом сезоне. 26 августа мы праздновали вековой юбилей компании "Росгосцирк", а значит, есть повод рассказать о людях, которые прославили Российский Цирк. 6 февраля у цирка в Екатеринбурге юбилейная дата – 40 лет! А значит, интересные выставки и самые лучшие программы компании мы увидим в этом году, не обойдется и без сюрпризов. У нас – большие планы, следите за афишей и подписывайтесь на аккаунты цирка в социальных сетях, чтобы ничего не упустить.
– От праздника вернемся к будням. Текущая ситуация напоминает историю, как крокодил из нашего цирка сбежал, его в реке видели. То есть даже крокодилы бегут из нашего цирка! Вот вы анонсировали ремонт. И у нас тут далеко не пряничный домик, а вполне такой брутальный конструктивизм, то есть все сложнее, чем в Рязани…
– (Улыбается). Нет, что вы, крокодил вышел погулять!
Считаю большой удачей, что в нашем цирке уже много сделано, но капитальный ремонт – только в планах. Значит, большая работа впереди, но у нас есть преимущество. Можно подумать, смоделировать, воспользоваться опытом коллег – это же прекрасно, это значит, что мы точно сделаем лучше всех. Некоторые точечные работы мы уже начали.
Когда я пришла в Рязань, там все основные работы были уже закончены. Нам оставалось заниматься уборкой, настройкой, украшением и так далее. Однако исправить погрешности проекта было уже невозможно, а жаль.
В этом сезоне цирк в столице Урала не закроется на ремонт, мы будем работать на радость зрителей. Это первая мысль, которую я хочу донести, потому что такое ощущение, что ремонт цирка – это главный вопрос всего Екатеринбурга – и прессы, и зрителей.
– В СМИ активно обсуждался момент с ремонтом кровли, это как раз был спорный вопрос...
– Вопрос по ремонту кровли – в работе. Недавно я сама поднималась на крышу цирка, оттуда прекрасный вид на город!
Ранее друзья поделились фильмом о строительстве цирка, о том, как придумывались и создавались наши "бетонные кружева", с каким восхищением об этом рассказывается, просто космос! И, конечно, хочется, чтобы цирк получил вторую жизнь. Чтобы все здесь стало так, как нужно современному зрителю.
Екатеринбургский цирк
– Вы имеете в виду какие-то трансформирующиеся механизмы? Приведите пример.
– Комфорт состоит из мелочей. Например, Рязань и Нижний Тагил. Оба цирка – с новым ремонтом. Даже такая деталь, как поднимающиеся подлокотники кресел – для зрителей это невероятно удобно. В одном цирке их сделали, а в Рязани кресла были без этой опции и уже установлены, что-то менять было поздно. Вот для проработки даже таких деталей, – а именно из деталей состоит комфорт зрителей, – важно четкое женское руководство.
– В нашем цирке все с ужасом вспоминают эти деревянные сиденья!
– В цирке Никулина (в Москве на Цветном бульваре – прим. ред.) и сегодня деревянные сиденья, правда, там они совсем по-другому сделаны.
– Кстати, говорилось, что после сноса екатеринбургской телебашни в 2018 году фундамент цирка начал гулять. Это правда?
– Могу передать лишь информацию от инженеров. Воздействие было, кое-где видны некоторые изменения в покрытиях, но сейчас все встало на свои места. Во время капитального ремонта, наверняка, этому вопросу будет уделено особое внимание.
– Ваш опыт в Сибири, в Яровом, где вы устраивали шоу для отдыхающих, он помог вам тогда понять, чего хочет современный зритель?
– Ответ на вопрос, чего хочет зритель – это бесконечный процесс поиска ответа на него. Путь мой начинался с организации праздников, затем меня пригласили стать арт-директором курорта на озере Большое Яровое. Там было много направлений, под моим руководством семейный и детский отдых. Сегодня это курорт Яровое, знаковое место в Алтайском крае. Теплое соленое озеро, дельфинарий, цирк, самый большой аквапарк за Уралом. Успехи работы на курорте и привели меня в цирк.
– Там ведь даже слонов вы привозили!
– Сначала это было просто моей фантазией от слова "вот было бы здорово", а потом неожиданно для меня самой, это чудо стало возможным. Но там это делает частный бизнес…
В Яровом
– По логике, цирк тоже должен приносить деньги, превратиться в прибыльный бизнес, ведь так?
– В прибыльное предприятие, не в бизнес. Государственные цирки – в первую очередь учреждения культуры, роль и значение наши совсем иные. У компании "Росгосцирк" есть стратегия развития на годы вперед, есть социальные программы, есть огромное количество постоянных преданных зрителей по всей стране.
– В Екатеринбургском цирке будет сделан дорогостоящий ремонт. А что изменится по сути? Например, на днях вышел опрос ВЦИОМ по поводу цирка с животными. Мнения россиян разделились: примерно 50 на 50 – за и против. Животные навсегда останутся заложниками в цирке? Какова ваша позиция?
– Не совсем так, во-первых, опрос ВЦИОМ показал, что, цитирую: "больше половины россиян считают бессмысленным цирк без номеров с животными". Опираясь на свой опыт, хочу сказать, что запретить цирк с животными – это еще более негуманно к животным, чем разрешить его, но по строгим правилам их содержания и работы с ними. Если внимательно приглядеться, чаще всего видно, хорошо животному или не очень. Этого не скроешь.
Мне повезло познакомиться с разными дрессировщиками, однажды я даже зашла в клетку к тиграм, чтобы сделать фото, это было очень страшно! Так вот, я видела, КАК дрессировщики работают со своими воспитанниками, живут с ними, ухаживают. Все они – очень разные люди, но каждого отличает фанатичная любовь к подопечным.
С дрессировщиком Эдгардом Запашным
А если говорить про бизнес, то я совершенно точно могу сказать, что программы, где много животных, и программы, где их мало, пользуются совершенно разной популярностью у зрителя. Мама пишет: о, животных мало – мы не придем. Можете не верить, но таких отзывов очень много.
– Но и другое течение набирает силу: о, животных много – мы не придем!
– Это – иллюзия тех, кто это обсуждает. Отличие российского цирка в том, что он держится на глубоких традициях, цирк с животными – это их часть.
– Но цирк ведь и не клон зоопарка…
– Цирк – это искусство! Самое честное искусство. Опера, балет и цирк стоят в одном ряду. В цирке нет фонограммы, порой, нет страховки. Цирк тем и хорош, что понятен для любого зрителя. Просто взрослые и дети смотрят по-разному. Ребенок воспринимает все как чудо: удивляется, по-детски восхищается, а взрослый смотрит на технику, на сложность трюков… и тоже удивляется и восхищается.
– Еще об экономике. Я заглядывала на форумы – там народ негодует, говорят, 1 500 рублей за билет на представление – дорого, особенно если учесть, что ходят в цирк обычно семьей, получается уже около 3–5 тысяч за вечер…
– Об этом говорят в любом городе России. Этот тренд неизменен. Но при этом, по статистике продаж, первым делом всегда раскупают самые дорогие билеты и первые места. Кроме того, на каждой программе всегда есть средние цены на билеты, акции, специальные предложения. Будем стараться, чтобы у нас их было больше. Мы заинтересованы создать возможности посещать цирки наибольшему числу зрителей, в помощь нам маркетинг, события, соцсети и множество других инструментов.
– Вы попали в цирк не так давно, а как давно цирк попал в вас?
– Вы знаете, я родилась в городе, где нет цирка. Мы жили очень далеко от места, где давали представления – в 500 километрах. Все, что я могла видеть в детстве, это цирки-шапито. Но однажды к нам приехали такие артисты, что я запомнила то шоу на всю жизнь. И потом не упускала шанса и ходила на все цирковые представления, где бы ни оказалась.
Когда человек попадает в цирк, неважно, в какой роли, зрителя, директора или экономиста, обычная жизнь кончилась, начинается волшебство цирка, ты становишься другим.
Беседовала Елена МЕЗЕНОВА