Шантаж или психологическое выгорание?

Медики у протестной черты.

Массовое увольнение хирургов Нижнего Тагила стало одной из самых обсуждаемых тем в Свердловской области в последние несколько дней. Вслед за Путинградом полыхнул Качканар - медики этого города обратились к Владимиру Путину, протестуя против сокращения штата гинекологического отделения. В Алапаевске, Сысерти, Ивделе и Новой Ляле жители жалуются на недоступность медпомощи, а из Тугулыма проще доехать за медпомощью до Тюмени, чем искать врача по месту жительства.

Региональные власти едва успевают тушить все новые и новые точки нежданного напряжения, вспыхивающие на медицинской карте Среднего Урала. Впрочем, ошибочно полагать, что такое происходит только в Свердловской области. Так в больнице Пятигорска уволились все врачи-травматологи - по тем же причинам, что и тагильские коллеги: их не устраивали зарплата и условия труда.

В чем причина массового "исхода" медиков? Это действительно крик отчаяния или попытка шантажом добиться улучшения своих жизненных условий? С этими вопросами "Уралинформбюро" обратилось к замглавврача Свердловской областной ДКБ № 1 по онкологии и гематологии, экс-депутату Госдумы РФ Ларисе Фечиной.

- Лариса Геннадьевна, в чем, на ваш взгляд, причина ситуации, которая привела к увольнениям хирургов в Нижнем Тагиле?

- Я отлично понимаю, что оптимизация, которая проводилась в 2012-2015 годах, привела к сокращению кадров. Но потом начались еще "репрессии" к медицинским работникам. Их начали просто красить черной краской – постоянно какие-то претензии. А надо сказать, что пациентское сообщество сейчас очень внимательно относится к качеству медицинской помощи. Очень широко освещаются негативные аспекты деятельности врачей, и создается такое общественное мнение, что работают недобросовестные люди, негодяи, неучи – это, конечно же, не так.

И когда на сверхнагрузки наслаивается общественное порицание, отсутствие психологической помощи, то эта монотонная и очень тяжелая работа на фоне синдрома психологического выгорания подталкивает людей к радикальным решениям.

Когда уволилась первая группа хирургов из Демидовской больницы, то хирурги в другой больнице стали испытывать бОльшую нагрузку, потому что поток пациентов перенаправили к ним. И произошла цепная реакция.

- Медики жаловались на размер заработной платы…

- Всегда нужно выслушивать обе стороны, потому что это - однозначно вопрос какой-то несогласованности между работниками и администрацией. Например, если в нашей организации возникают вопросы, всегда можно пойти к экономистам и получить обоснование. Порой кажется, что с изменением ситуации будут ниже зарплаты. Но элементарный пример: увеличилась базовая ставка, а от нее "пляшут" все надбавки: надбавка за категорию, стоимость одного часа дежурства. И когда тебе всё грамотно раскладывают по полочкам, ты понимаешь, что в зарплате ты не потерял.

- Как вы считаете, могут ли врачи других городов и регионов последовать протестному примеру тагильчан?

- Я надеюсь, что этого не случится. В подобных ситуациях руководители должны быть очень чуткими к внутренним проблемам в коллективе. Лучше разобраться внутри, прежде чем это выплеснется наружу. Здесь мне кажется, проблема началась намного раньше. Я читала, что применяются термины "шантаж", но это неправильно.

Конечно, кто-то же должен сказать врачу: ты – молодец, делаешь нужное дело, ты стоишь у крайней черты. А когда нет такой общественной поддержки, начинают происходить запредельные вещи. Я не хочу верить, что это шантаж со стороны медицинских работников. И, не дай бог, нам тиражирование проблемы.

Со стороны медицинского сообщества имеет место скорее сочувствие, а никак не желание повторить или подражать.

Я читаю СМИ: есть такие, которые ситуацию хотят взбудоражить, сказать, что скоро будет плохо. Думаю, ситуацию нужно исправить, пока она не дошла до крайности.

- Какие шаги нужно предпринять властям, на ваш взгляд?

- Здесь может быть только одно лекарство: нужно собираться и разговаривать. Как правило, выясняется какой-то источник бед, который возможно было бы устранить, и жизнь наладилась бы. Самое главное, чтобы конфликтная ситуация не прошла точку невозврата.

Надеюсь, что наше руководство (минздрава и региона – прим.ред.) поведет себя мудрым образом, и будет идти навстречу. Потому что люди, когда они доведены до отчаяния, начинают делать какие-то резкие и запредельные поступки. Я уверена, что завтра они решат продолжить работу, и не срываться с насиженного места. Ехать в другой регион? А здесь корни, а здесь семьи.

На момент написания материала стало известно, что с врачами пообщались министр здравоохранения Свердловской области Андрей Цветков, заместитель губернатора Павел Креков и представители общественных организаций. По итогам встречи двое медиков забрали заявления об увольнении. Один из хирургов передумал увольняться еще раньше. Их выбывших коллег пока заменяют хирурги из Екатеринбурга.

Беседовал Дмитрий МИГАЛИН

Еще в сюжете: Будьте здоровы!