Мировой океан переваривает пластик
Но миллиард тонн не осилить.
Что наша жизнь? Пластик! Его накопленный объем на Земле превышает 8 миллиардов тонн. Часть попала в водоемы, которые изучает биолог, руководитель экспедиционного проекта "Берега России" Олеся Ильина. В интервью "Уралинформбюро" она рассказала, из-за чего нет смысла тратить миллионы долларов на борьбу с мусорными островами в океане и почему пластика больше в овсяной каше, чем в крабе.
- Олеся, из доклада, подготовленного британским Центром экологии и гидрологии, следует, что ежегодно в Мировой океан попадает от 5 до 13 миллионов тонн пластиковых предметов. Не исключено, что к 2050 году масса пластика превысит суммарную массу рыб. Действительно ли загрязнение так масштабно?
- Такой прогноз был сделан в 2016 году для Всемирного экономического форума. Это своеобразная риторика, и к этим цифрам нужно относиться не слишком конкретно, потому что мы ни пластик толком считать не умеем, ни рыбу. Ежегодно в окружающую среду мы выбрасываем несколько миллионов тонн пластиковых отходов, которые попадают, в том числе, в водоемы. Если исходить из этих цифр, то в Мировом океане их должно быть порядка 300 миллионов тонн.
Плавающий в Мировом океане пластик ученые также пытаются посчитать, но ошибка подсчетов получается довольно большая. Как это выглядит? По водоему идет судно, которое встречает дрейфующие предметы, как-то их фиксирует, оценивает размеры и вес. Также оценивается масса микропластика, вытащенного специальными сетями. И вот эти результаты получаются гораздо более скромными - там уже не миллионы, а сотни тысяч тонн.
Разница между тем, что мы выбрасываем, и тем, что способны найти и измерить в океане, составляет три порядка.
По показателям динамики, по тем математическим данным, которые есть, можно предположить, что пластик кто-то уничтожает. Его могут есть бактерии, такие наблюдения сделаны в лабораторных условиях. Выдвинута гипотеза о том, что выработались формы бактериопланктона, которые по мере увеличения концентрации пластика способны также увеличивать свою численность и уничтожать пластиковые материалы, являющиеся для них питательной средой.
- Получается, что экосистема сама научилась бороться с пластиковым загрязнением?
- Пока это сугубо гипотеза отдельных исследователей, утверждать подобное нельзя. Значительное количество пластика в водоеме затапливается и захоранивается на дне. Он может разрушаться до состояния нанопластика. Микропластик – это условно принимаемые нами частицы до 5 миллиметров, нанопластик - до 100 наномеров. И велика вероятность того, что тот пластик, который попадает в природу, разваливается на частицы настолько мелкие, что мы их пока идентифицировать ни качественно, ни количество именно в природных образцах не можем. При этом не факт, что их концентрации в процессе "измельчения" понижаются: они никуда не исчезают и продолжают пребывать в экосистеме.
- В СМИ регулярно всплывает информация о так называемых мусорных островах. Где они находятся и почему их нельзя ликвидировать? Ведь они плавают в океанах годами.
- В Тихом океане находятся два мусорных пятна, в Атлантике – тоже два. Еще одно пятно, возможно, есть Индийском океане. Считается, что новое мусорное пятно зарождается в Баренцевом море. Ликвидировать их не получается потому, что это очень дорого и отсутствует смысл, учитывая темпы поступления мусора в природу. Кроме того, тот пластик, что там дрейфует, уже не подлежит качественной переработке, поскольку длительное время находится в природе под воздействием солнечной радиации.
Фото: greenpeace.ru
Пластиковые частицы перемешиваются как между собой, так и с органикой, обрастают живыми организмами. Получается некий такой мусорный суп. Нельзя сказать, что это остров, по которому можно ходить. Это, скорее, мусорная взвесь. Содержание планктонных организмов и водорослей в таких пятнах может оказаться больше, чем содержание пластика. Вычерпывать придется в основном планктон.
Мы располагаем аналогичными данными по Байкалу. В нем содержание микропластика ниже, чем в мусорных пятнах, тем не менее, оно достаточно высокое. В траловых пробах воды, которые мы собираем сетями, обнаруживается масса живых организмов, насекомых, водорослей, и их масса в тысячи раз больше, чем масса пластика. Поскольку известные ученым мусорные пятна находятся в тропических зонах, где вода теплая в отличие от Байкала и жизни еще больше, - отчерпать и рассортировать такие огромные объемы экономически невозможно.
- В свое время был запущен проект "Ocean Cleanup", позиционировавшийся как крупнейший проект по очистке мирового океана от пластикового мусора…
- Да, есть такой проект. Его создатели заявили о запуске дрейфующей мусорособирающей платформы, выполненной в форме подковы. Предполагалось, что она, будучи стабилизирована плавучим якорем в зоне мусорного пятна и двигаясь медленнее, чем течение, будет концентрировать внутри себя мусор, дрейфующий на поверхности. Из собранного пластика создатели намеревались делать сувениры и продавать их, поддерживая тем самым проект. За 5 лет планировалось вычерпать порядка 50 тысяч пластиковых отходов – то есть примерно половину той массы, которая, как предполагается, находится в северном тихоокеанском мусорном пятне.
Пилотная платформа дрейфовала несколько недель, однако мусора собрала немного. Проект обошелся в несколько миллионов долларов, а за сутки в платформу могло забиться лишь несколько пластиковых канистр, и их противотоком могло вынести обратно. Можно было бы на моторной лодке поплавать и выловить такое же количество.
Фото: greenpeace.ru
Есть гораздо более эффективная, на мой взгляд, инициатива, когда люди просто выходят на побережье и собирают мусор. Это, во-первых, гораздо дешевле и проще. Во-вторых, значительная часть пластикового мусора не остается в океане, а выбрасывается на побережье.
- Другая сторона пластиковой проблемы – гибель животных и птиц. Один из последних громких случаев – гибель кита-клюворыла, в кишечнике которого обнаружились десятки килограммов пластика.
- Пластиковое загрязнение негативно сказывается более чем на тысяче видов живых существ – по текущим оценкам. Самое известное последствие - когда животные запутываются в крупных скоплениях мусора. Речь идет о рыболовных и судовых снастях – это куски сетей, веревки, канаты. Если вблизи населенных пунктов основной мусор на берегу – бытовой, то чем дальше в океан, чем больше открытое океанское побережье, тем выше доля мусора, поступающего с судов.
Уже известно, что страдают все виды морских черепах – они травмируются и гибнут, запутавшись в сетях. Часто оказываются в ловушке "фантомного промысла" и морские млекопитающие. Например, на Сахалине, где мы стояли рядом с лежбищем сивучей, большая доля животных была в "ошейниках" из синтетических колец, используемых при упаковке картонных коробок. Эти кольца очень жесткие. Животные не могут снять их самостоятельно и со временем погибают – от удушения или от сепсиса. Морские птицы также нередко запутываются в пластиковом мусоре.
Фото: greenpeace.ru
Есть и такая проблема, как механическое травмирование или отравление животных. Помимо того, что пластиковые полимерные материалы имеют свой собственный разнообразный химический состав, они также могут сорбировать вредные вещества из воды. Если тот же кит заглатывает десятки килограммов пластика, для него это ничем хорошим не заканчивается.
Кроме того, мы не знаем концентрации нанопластика в окружающей среде. А он, между тем, более опасен, чем микропластик, потому что чем меньше частица, тем больше ее способность взаимодействовать с живым организмом.
Основная причина инертности пластиковых материалов в том, что большие молекулы не могут транспортироваться через мембрану клетки, а нанопластиковые частицы уже имеют тот размер и те характеристики, которые позволяют попадать внутрь клетки и давать цитотоксичные эффекты.
По выражению канадской исследовательницы Челси Рохман, которая занимается токсичными эффектами пластика, пластиковая частица в море представляет собой "таблетку с ядом".
- И эта "таблетка с ядом" по пищевой цепочке может попасть к человеку на стол?
- Да, безусловно. Исследователи Университета Портсмут (Великобритания) ставили эксперимент – частицами полистирола кормили моллюсков, которых затем скармливали крабам. Как результат – эти частицы были обнаружены не только в пищеварительной системе крабов, но и в гемолимфе, мышцах, жабрах и органах размножения. Правда, через 21 день эти частицы почти полностью выводились.
Безусловно, частицы пластика по пищевой цепочке могут передаваться и человеку. Мы живем в пластиковом облаке. Основной источник пластика в быту – это мы сами, наши предметы обихода: одежда, с которой сыплются синтетические волокна, емкости для хранения продуктов и так далее. Пластиковые материалы практически вытеснили натуральные. Пластик есть везде – в пище, в воде. Я практически уверена, что тот объем пластика, который поступит с крабом, гораздо меньше, чем тот, который будет в овсяной каше, приготовленной нами дома.
- Многие россияне до сих пор воспринимают проблему загрязнения Мирового океана как далекую. Где Урал, допустим, и где Тихий океан?
- В долю загрязнения Мирового океана россияне вносят относительно небольшой процент. Рекорды традиционно принадлежат Юго-Восточной Азии и США. Нам в России критичнее загрязнение не океана, а собственных внутренних водоемов. Возьмем тот же Байкал. Это самый большой в мире резервуар качественной питьевой воды, и, если он будет загрязнен пластиком, это будет большой проблемой.
На примере Байкала могу сказать, что мы "чудесно" справляемся с пластиковым загрязнением водоемов.
В ходе работы мы обнаружили там намного больше микропластика, чем ожидали - на уровне показателей в Великих озерах Канады, где население гораздо больше, чем в прибайкальской зоне. Поскольку у нас в стране очень большие проблемы именно в вопросе обращения с твердыми коммунальными отходами, особенно вдали от крупных городов, эту проблему нужно кардинально решать.
- Ну, к примеру, ряд стран уже отказались от использования бесплатных полиэтиленовых пакетов в супермаркетах. Евросоюз с 2021 года вводит запрет на одноразовую пластиковую посуду. А в России заявления на эту тему только начали звучать. Есть мнение, что мощное лобби компаний-производителей пластиковых изделий не позволит ввести подобные отказы в нашей стране.
- Насколько я знаю, те запреты, которые введены в других странах, не столь абсолютны. Чаще всего отказываются от полиэтиленовых пакетов определенной плотности – самых тонких. Либо в стоимость изделия закладывается цена его переработки.
Лобби есть везде. На мой взгляд, в России оно не столь категорично, поскольку мы в большей степени производители сырья, а не одноразовых пластиковых изделий.
По общемировым данным, 6% нефти идет на производство пластика, в том числе 1,6% - на производство упаковки. Из них лишь десятые или сотые доли процентов идут конкретно на полиэтиленовые пакеты, которые могут быть запрещены. Эти потери, которые могут понести наши нефтяники, вряд ли столь критичны. Естественно, от всего пластика ни мировое сообщество, ни наше государство в ближайшее время не откажутся. Но могут отказаться от каких-то конкретных типов упаковки. Это разумно с точки зрения природы, потому что основной загрязнитель в наших широтах – это бытовой мусор. Пищевая упаковка – основное зло, и логично, если производители откажутся хотя бы от одноразовой посуды и пакетов.
Фото: greenpeace.ru
Мы можем следовать концепции "ноль отходов", ходить с многоразовыми сумками и мешочками-фруктовками, носить воду в термосах. Тем самым мы произведем какое-то снижение, на какие-то проценты уменьшим оборот, и это уже отлично! Но проблема в чем – если посмотреть на график динамики производства пластиковых материалов в мире, кривая стремительно растет. Если сейчас, по оценкам аналитиков, 300 миллионов тонн пластика попало в океан, то к 2050 году там окажется свыше миллиарда тонн. На мой взгляд, пока что человечество движется в сторону перепроизводства, и рулит не потребитель, а производитель. Проблема – в самой системе потребления.
Беседовала Кристина ШАБУНИНА