Евгений Вилисов: "Екатеринбург изучен археологами всего на 1%"

Древние артефакты могут "прятаться" в любом районе города.

Сколько лет Екатеринбургу? На первый взгляд, это простой вопрос, на который ответит любой школьник: в ноябре городу исполнится 295. А вот археологам известно, что территория столицы Урала была заселена еще 5-6 тысяч лет назад. Доказательства этому найдены не только на окраинах города — на Шарташских каменных палатках, в Палкино и берегах Верх-Исетского пруда, но и в центре мегаполиса, рядом с Плотинкой. Уральские ученые обнаружили там древние артефакты (предположительно эпохи энеолита) в ходе раскопок, заказанных строительной компанией перед возведением очередного объекта.

Раскопки перед строительством - это требование закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории) народов Российской Федерации". Печаль в том, что принят он только в 2002 году, а застройка города ведется с 1723 года. По мнению сотрудника Института истории и археологии УрО РАН Евгения Вилисова, за этот период Екатеринбург претерпел несколько крупных градостроительных циклов. И сколько ценных археологических материалов разных эпох при этом были утеряны навсегда — вопрос из разряда гамлетовских.

Корреспондент "Уралинформбюро" встретился с Евгением Вилисовым, чтобы поговорить о сложных взаимоотношениях археологов и строителей, печальной судьбе "культурных слоев", гибнущих под ковшами экскаваторов, и вероятных районах "залегания" археологических сокровищ в границах Екатеринбурга и его пригородов.


В ходе раскопок на улице Вайнера в прошлом году археологи наткнулись на фундамент столетней давности. Фото:okn.midural.ru

Плотинка помнит первобытных людей

Евгений Владимирович, насколько столица Урала, с точки зрения археологов, вообще интересна как потенциальный кладезь древних артефактов?

— Екатеринбург в плане археологического наследия считается городом практически не изученным. Мы знаем менее 1% его территории. Но я уверен, что при тщательном изучении мы можем получить очень интересные результаты, сведения из самых разных эпох. Для этого необходимы серьезные программы, в том числе - междисциплинарного сотрудничества. Пока вопрос упирается в нехватку финансирования.

Вообще на территории Большого Екатеринбурга, включая Арамиль и другие города-спутники, достаточно много памятников археологии раннего времени, начиная с эпохи мезолита. Они найдены на Шарташе, Карасьем озере, Палкино, Северке. Буквально недавно очень интересный материал обнаружен в историческом центре, недалеко от Плотинки: каменный инвентарь и орнаментированная "гребенчатая" керамика. Правда, керамики нашли маловато. Материал пока не помытый, "чумазый", требуется время, чтобы его изучить и сделать точные выводы о датировке. Но у меня сложилось впечатление, что это - поздний неолит или энеолит.

Или вот на Мытном дворе недавно проводили обследование по заказу одного застройщика: там всего двумя шурфами удалось доказать наличие богатого культурного слоя, мощностью до полутора метров и с очень интересными артефактами (361 предмет старины, включая фрагменты керамической и стеклянной посуды и монету чеканки 1736 года, здесь и далее — прим. ред.) Но чтобы его хорошо изучить, требуются серьезные раскопки.


Этими монетами екатеринбуржцы расплачивались почти три века назад. Фото: okn.midural.ru

— Какие еще районы города могут хранить в своих недрах исторические "сюрпризы"?

— Да практически все, расположенные в границах исторической застройки. И ВИЗ, и Зеленая роща (где недавно в ходе раскопок территории Ново-Тихвинского монастыря обнаружены неизвестные захоронения начала XIX века), и кварталы рядом с Южным автовокзалом. Район Уктуса может содержать материалы допетровских времен: там поселенцы жили уже в конце XVII века. Очень интересная территория — мыс на Городском пруду, где сейчас стадион "Динамо". Там в XVIII веке стоял острог – тюрьма для старообрядцев, они там жили, там же их и хоронили. Культурный слой тех времен на этой территории сохранился, а вот захоронений пока отыскать не удалось.

Шурф может "промахнуться"

Изучая акты государственной историко-культурной экспертизы, я постоянно сталкиваюсь со странным феноменом: практически все площадки, где планируется строительство, экспертами описываются как территории с богатой историей, однако в ходе раскопок никаких артефактов минувших эпох на них не обнаружено. Может ли так быть?

— Может, сплошь и рядом. Екатеринбург застраивался почти 300 лет, пережил пять-шесть крупных строительных этапов, включая работы по прокладке коммуникаций. По всему городу — канава на канаве, электричество, газ, водопровод, теплоснабжение, канализация. И большая часть этих работ производилась в ХХ веке.

Насколько велика вероятность в ходе раскопок "наткнуться" на древние артефакты? Или это что-то вроде "лотереи" — учитывая, что многие культурные слои, как вы сказали, повреждены трехсотлетним хозяйственным освоением города?

— Когда мы исследуем участок, предназначенный для хозяйственного освоения, мы, как правило, закладываем так называемые разведочные шурфы. И если культурный слой на участке похож на лоскутное одеяло, то есть состоит из небольших разрозненных кусков, чудом оставшихся после предыдущих строительных работ и проведения инженерных коммуникаций, выявить этот культурный слой с помощью шурфов можно далеко не всегда.

Вот свежий пример: один достаточно крупный застройщик попросил провести археологическое наблюдение на его стройплощадке. Там ранее наши коллеги проводили аналогичное обследование и ничего не выявили. Мы провели археологические наблюдения на достаточно большой площади и обнаружили, что примерно 25% этой территории содержит сохранившийся культурный слой с очень интересным археологическим материалом! Почему так получилось? Потому что наши коллеги своими шурфами попали на "пустые" участки, где этот слой отсутствовал либо был разрушен. Если бы мы эту площадку прошли шурфами, мы бы тоже ничего не нашли.


Захоронения 200-летней давности, обнаруженные недавно в Зеленой роще. Фото: okn.midural.ru

Шурфы, к сожалению, не универсальный метод и стопроцентных результатов не дают. Конечно, лучше в таких случаях закладывать разведочные траншеи большой протяженности, как делают наши европейские коллеги. Там сначала экскаватор проходит, снимает верхний слой на большой протяженности, а затем уже - ребята с лопатами. Но это очень трудоемко: если разведка шурфами занимает от силы несколько дней, то на обустройство траншей и тщательное исследование обнаруженных таким образом слоев уйдет месяца полтора-два.

"Карта древностей" требует денег

А что, основным рабочим инструментом археологической разведки по-прежнему является лопата? А как же сканирование грунта или аэрофотосъемка?

— Тут есть несколько очень больших "но". Так называемые геофизические методы могут выдавать ошибки, если участок содержит большое количество металла. Использовать их в городе можно, у нас есть такой опыт, но требуется большая осторожность.

Можно ли на основании имеющихся данных составить "археологическую" карту города и нанести на нее районы, где найдены исторические артефакты, районы, где культурные слои уничтожены со стопроцентной вероятностью, и районы наиболее вероятного залегания предметов старины? Или последнее – уже из области теорий?

— Мы эту работу уже начали, но она очень трудоемкая. По моим оценкам, на ее завершение потребуется 3-4 года. Мы пока собираем первичные данные, создаем архив материалов, "накладываем" на карту города места раскопок и обнаружения древних артефактов, изучаем схемы зон развития Екатеринбурга со дня его основания до конца XIX века. К сожалению, старинные планы города очень условные, там имеются серьезные линейные и угловые погрешности, поэтому точно наложить их на современную карту получается далеко не всегда.

Пока мы этим проектом занимаемся на "голом энтузиазме". А такая работа требует и финансирования, и составления серьезной научной программы. Возможно, задействуем для этого внутренние резервы.

В идеале, конечно, хорошо бы придать центру Екатеринбурга официальный статус объекта культурного наследия (ОКН), как в Челябинске и Перми. На такой территории любая хозяйственная деятельность автоматически ограничивается, а для проведения раскопок не нужно делать разведку, потому что априори считается, что на территории ОКН культурный слой есть везде.

И насколько, по-вашему, такой расклад огорчил бы застройщиков Екатеринбурга?

— Думаю, их работу это серьезно бы затормозило.

Беседовал Евгений СУСОРОВ