Первый класс депутата гордумы Арбузовой
Директора школы в Екатеринбурге.
О том, что Екатеринбург – большой мегаполис даже без городов-спутников, понимаешь, когда в муниципальной думе находишь депутатов, чьи фамилии мало известны за пределами "своего" района. Они, как первоклассники – с ними еще предстоит познакомиться и выставить оценки.
Корреспондент "Уралинформбюро" встретился с директором школы №67 Галиной Арбузовой, которая хорошо знакома жителям Уралмаша и в кругу педагогов. А ведь от нее – председателя думской комиссии по развитию образования – в ближайшие годы в значительной степени будет зависеть, решатся ли наболевшие школьные проблемы Екатеринбурга.
- Галина Никандровна, вас относят к команде председателя гордумы Игоря Володина. Так ли это?
- Я Игоря Валерьевича знаю давно, он активно помогает школам, жители района его очень любят (Володин с 2009 года избирается в Орджоникидзевском районе в представительные органы власти – прим.ред.). Мы встречались очень часто, я его всегда поддерживала, даже скрывать не буду. Но на выборах в 2018 году у нас не было никакой особой связки.
Если говорить "человек Володина" или нет – наверное, да. Я уважаю этого человека, почему я должна стоять по другую сторону баррикады? Это было бы удивительно и смешно.
- Давайте честно, для екатеринбуржцев директор школы на Уралмаше – "темная лошадка"…
- "Темная лошадка" я, наверное, только в качестве депутата. А в Орджоникидзевском районе меня хорошо знают. В своей школе начала работать с 1976 года. Сначала вожатой, потом учителем, затем завучем, и наконец директором.
Школу №67 я возглавляю уже 26 лет. Конечно, по многим вопросам приходилось встречаться и с городской властью, с Аркадием Михайловичем Чернецким, например. Кроме того, что он раньше был главой города, он еще и отец нашего выпускника Стаса Чернецкого.
Честно говоря, я не планировала идти в депутаты. Но так уж случилось, что меня порекомендовали на праймериз "Единой России". Кроме меня в списках разных территорий Орджоникидзевского района были еще директор школы №68 и директор лицея №128. Я одержала победу и возглавила партийный список. Вообще, вопрос выборов был у меня на каком-то десятом, если не на двадцатом плане. Но раз так случилось, начала работать. Я благодарна за поддержку моим ученикам и их родителям.
- Хотелось бы, чтобы вам были благодарны не только те, кто учился и учится в вашей школе, которая, кстати, недавно отметила 85-летний юбилей. В системе образования Екатеринбурга накопился ворох проблем, о котором директор школы знает лучше других. С чего сегодня начинается школа? Со скандала записи в первый класс…
- Очень острая проблема. Сейчас нередко возникает ситуация, когда старший ребенок учится в одной школе, а второго направили после садика в другую. Я считаю, это - безобразие.
Проблема с записью в первые классы не урегулирована. Вы видели, что в этом году электронную запись практически пришлось отменять и перестраивать в ручном режиме. Городской департамент образования постарался ситуацию смягчить и все конфликты решить. Но для каких-то школ это может быть не совсем удобно - приходится открывать дополнительные классы.
У нас в городе активно строятся дома - и слава богу! Но хотелось бы иметь возможность обязывать застройщиков: если уж ты получил землю, строишь дом, то будь добр предусмотреть и социальный комплекс – школу, садик и так далее. Иначе нам эту проблему не решить. Ведь не секрет, какая у нас в Орджоникидзевском районе катастрофа. 80-я школа пять лет стоит на капремонте. Обещают, что к сентябрю 2019 года ее все-таки откроют, но в капремонт уйдут школы №49 и №81. В 167-й будет возведен пристрой. Район активно застраивается, а новых школ нет.
Это одна из приоритетных задач, и, надеюсь, в следующем году мы сдвинем ситуацию с мертвой точки.
- Следующая взрывная тема – питание в школах. Было несколько отравлений учеников, вопрос качества еды не уходит из публичной повестки…
- Проблема организации школьного питания действительно очень серьезна и вызывает обеспокоенность даже не на протяжении нескольких месяцев - на протяжении многих лет! Вопросы, конечно, к операторам школьного питания. Я бы предложила, в первую очередь, посмотреть, кто школьную столовую возглавляет. Ведь, как говорится: та же мучка, да не те ручки. Если заведующая – профессионал, ответственная, болеющая за то, как она кормит детей – мы видим положительную картину. К сожалению, "в семье не без урода", и случаются инциденты, о которых потом пишут в СМИ. Но такое даже дома может случиться.
Крутиться приходится и директору, хотя его задача – всего лишь организовать процесс приема пищи. На деле же он зажат со всех сторон: дети, родители, нормы законодательства, надзорные органы. И он… без вины виноватый, потому что качество продуктов и блюд целиком зависит от оператора.
Я не понаслышке знаю, как проверяют и контролируют школьные столовые – ни одно производство так не проверяется. Да, к сожалению, бывают негативные случаи, но на них быстро реагируют и пытаются исправить.
Наша комиссия планирует серию выездных инспекций. Эта проблема требует системного решения, обсуждаются различные варианты. На одном из заседаний комиссии депутат Елена Дерягина предложила более адресно подойти к выделению субсидий на питание младших классов. Ее поспешили осудить, но ведь она просто произнесла вслух то, что наболело. Подчеркну - она предлагала не отменить субсидии, а перераспределить!
Я, как директор школы, очень рада, что из бюджета Свердловской области выделяется субсидия на питание. Отмечу, что наш регион – один из немногих в России, где выделяются такие субсидии. Я надеюсь, что появится возможность охватить этой субсидией и пятиклассников, потому что пятый класс – это период времени, когда ученики переходят с одной ступени на другую. Он становится серьезным испытанием для детей, потому что у них новое расписание, новые учителя, новый подход к образовательному процессу. И поддержать их бесплатным питанием во время адаптации было бы неплохо.
Принципиально я предлагаю пересмотреть 44-й федеральный закон и вывести школьное питание из-под его действия. Ведь в результате торгов побеждает тот, кто предложил наименьшую цену. Сейчас у нас, согласно постановлению мэра, младших школьников кормят завтраком на сумму в 68,43 рубля, обедом — 102,65 рубля. И уже проблемы налицо - ведь, чтобы выиграть контракт, операторы сбивают цену. А что если кто-то из них собьет цену, например, до 15 рублей?! Мы понимаем, что в первую очередь, страдают дети. Поэтому договорились встретиться для обсуждения с депутатами Госдумы от Екатеринбурга. Надеюсь, мы сможем внести поправки в 44-ФЗ.
- Кстати, о депутатах Госдумы, пусть и не от Свердловской области. Представитель ЛДПР Борис Чернышов предложил штрафовать учителей за проявление агрессии, психологического или физического насилия по отношению к ученикам. А как бы вы предложили решать проблему психологического климата в школе?
- Прежде всего, все идет из семьи. Даже если случился какой-то конфликт, я считаю, что в первую очередь родители должны спросить: "Что же ты такое, Ванечка, сделал, что так вывел из себя учителя?" А уже потом разбираться с администрацией школы. Но, к сожалению, так бывает не всегда. Чаще всего обвиняют учителя, и это боль каждого руководителя школы.
Психологический климат нужно старательно создавать. Я знаю, как ведется эта работа во многих школах – директор старается, чтобы было всем хорошо: и учителю, и детям, и родителям. Другое дело, удается или нет. Во многих школах существуют комиссии по этике. У директоров есть замы по правовому регулированию. По опыту скажу - если в школе есть традиции, которые сохраняются из года в год, то психологический климат в ней более устойчивый, более благоприятный.
В школах есть родительские комитеты, советы обучающихся. Не надо больше никакого другого рычага, если ребята и их родители видят: то сделали, и это организовали. Например, в нашей школе на каждом собрании отчитываются не только завучи, но и Совет старшеклассников. Показывают на слайдах, что они сделали. Это вызывает большой позитивный отклик, и у ребят, вовлеченных в процесс самоуправления, совсем другое отношение к школе, учителям и образовательному процессу. При таком отношении какие-то негативные моменты, если они есть, сглаживаются. Свести их до нуля наверно невозможно, так жизнь построена, но все-таки психологический климат на этом и держится.
Главный секрет образовательного процесса – учителям и ученикам надо не стесняться разговаривать друг с другом. Я всегда говорю: два умных человека всегда найдут общий язык.
Мне думается, государству надо задуматься, но не с точки зрения, как еще наказать учителя, а с точки зрения, как поднять его престиж. Вспомните, на какую высоту раньше была поднята роль учителя! Школа не только обучала, но и воспитывала. К сожалению, сегодня мы говорим о предоставлении образовательной услуги. И отношение к этому зачастую соответствующее, как к услуге. А ведь школьные годы – это время формирования личности человека!
- А давайте еще про диалог умных людей. Власть Екатеринбурга переживает уникальный период: прекращены конфликты между руководством области и муниципалитета. В городской ратуше - отношения администрации и думы строятся с чистого листа. Как вы оцениваете новую политическую реальность?
- Мы все, и я в том числе, рады, что не стало откровенного противостояния. Потому что раньше я часто получала "сверху" команды, извините за такие слова, "того пущай, а этого не пущай". Подобное всегда очень напрягало.
В связке с администрацией города дума несколько доминирует. На мой взгляд – так и должно быть. Это не в пику исполнительной власти. Мы пытаемся найти какие-то точки роста, какие-то решения на благо жителей Екатеринбурга.
Глава города Александр Высокинский советуется с нами, приходит со своими мыслями, стремится заручиться поддержкой депутатов. И есть надежда, что для жителей моего Орджоникидзевского района и в целом Екатеринбурга эта связка будет только на благо. Равно как и сотрудничество с областными властями.
Беседовал Дмитрий МИГАЛИН