Александр Колесников - депутат, который "взорвал" СМИ
О приватизации "Водоканала", маршруте 024 и Чернецком.
Председатель комиссии по городскому хозяйству Екатеринбургской городской думы Александр Колесников с первых дней работы нового думского созыва стал хорошо известен. Благодаря своим эмоциональным высказываниям.
Самое время ответить на вопрос who is депутат Колесников? Корреспондент "Уралинформбюро" нашел ответ.
- Александр Евгеньевич, вам и до выборов приходилось бывать в здании городской администрации, поэтому понимание того, чем занимаются муниципальные чиновники и чем они должны заниматься, в принципе, было и раньше. Насколько это видение изменилось сейчас, когда вы принимаете непосредственное участие в процессах управления городом? Что, на ваш взгляд, нужно изменить в существующей системе?
- Эволюция взглядов у меня произошла гораздо раньше, в 1996 году. Это была гордума второго созыва. Депутатом стал мой руководитель и очень хороший друг Михаил Расов, которого, кстати, выбрали председателем комиссии по городскому хозяйству – тогда она называлась комиссия по городскому хозяйству и муниципальной собственности – и я четыре года проработал у него помощником. То есть сфера деятельности комиссии горхоза мне близка и известна.
Тогда трансформация у меня была, честно скажу, сильная, потому что когда человек находится вне стен администрации, он действительно представляет себе всякие страшные вещи: что там сидят злые чиновники, разворовывают миллионы, получают зарплату чуть ли не в долларах, и при этом думают только о том, как обворовать народ и сделать его жизнь хуже. На самом деле, этого ничего нет. Это - цельный, большой, живой организм, который обеспечивает жизнь города. Люди работают. Плохо или хорошо – это уже вопрос другой.
Нужно ли корректировать работу? Наверное, да. С тех пор, как я ушел отсюда в 2001 году, поменялось законодательство, поменялись люди. К сожалению, старый состав, который работал при уважаемом мной Аркадии Чернецком, поменялся в силу разных причин – возраста, политических трансформаций, чего-то еще. В то время команда была сильная, что-то тогда еще осталось от профессиональных коммунистических кадров. Надо отдать должное Чернецкому и Росселю, они сохранили потенциал всего хорошего, что было в КПСС.
Сейчас пришли новые люди. Да, что-то хочется усилить, что-то хочется изменить. Но жизнь покажет, пока работаем в тандеме с городской администрацией.
- Можно ли использовать наработки 90-х годов прошлого века в нынешней работе? Все-таки прошло более 20 лет, и ситуация очень изменилась.
- В 1992 году Аркадия Чернецкого назначили на пост главы горисполкома, а в 1995 году он стал всенародно избранным мэром. Перед городом тогда стояла одна простая задача: грамотно выжить. А это можно было сделать, только поддерживая существующий порядок, не давая растащить и разболтать то, что осталось. Аркадий Михайлович и его команда на то время блестяще с этим справились. Я, кстати, сравниваю думу второго созыва и нынешнюю думу - в них много общего. Обе думы сильные.
Как строить жизнь города сейчас? Наверное, немножко сложнее. Тогда командно-административные методы в городском хозяйстве реально работали. Сейчас нужно быть гибче, дипломатичнее с организациями, работающими в Екатеринбурге, оглядываться и на Федерацию, и на руководство Свердловской области. Хотя муниципальная власть у нас от государственной отделена, но, тем не менее, оглядываться и сотрудничать приходится.
- В Екатеринбурге впервые за долгие годы создалась уникальная ситуация, в которой отсутствует противостояние руководства муниципалитета и областных властей. Ваш прогноз - как будет в дальнейшем изменяться новая политическая реальность в городе? Как она скажется на уровне жизни горожан? Каковы место и роль Екатеринбургской гордумы в этой системе?
- Ситуация не так проста, как кажется на первый взгляд. На самом деле, все должны работать в унисон. Есть исполнительная власть и власть представительная. Не надо мериться, кто кого главнее. Какие-то вопросы входят в компетенцию думы. Какие-то вопросы – в компетенцию администрации. Я считаю, что туда вмешиваться не надо. Были у нас прецеденты в предыдущих созывах, когда депутаты пытались лезть и рулить этими исполнительными функциями. Я им говорил тогда: "Ребята, уходите из депутатов, становитесь чиновниками, несите установленную законом ответственность – и вперед!" Функции депутатов четко прописаны законом о местном самоуправлении и уставом города.
Уникальность этой думы в том, что избранный мэр Александр Высокинский, имея достаточно большой опыт работы, советуется с думой по ключевым вопросам. Постоянно приходит и объясняет свою позицию, мониторит мнение депутатов. В этом большой плюс, и это большая новость для думы. Сохранится ли дальше эта традиция – время покажет.
Что касается взаимоотношений с региональными властями. Насколько мы все помним, у нас всегда было жесткое противостояние "область - город". В какой-то период времени оно имело под собой реальные основания. Россель и Чернецкий, с одной стороны, стали притчей во языцех, с другой – Чернецкий жестко отстаивал интересы муниципалитета, а первостепенная задача Росселя была привлечь в область инвестиции, чем он успешно и занимался. Каждый был на своем месте.
Сейчас ситуация кардинально поменялась, поменялись персоналии и в городе, и на областном уровне. Уникальность ситуации в том, что наш уважаемый губернатор Евгений Куйвашев (он, кстати, еще и мой избиратель, так как живет в моем округе) поворачивается лицом к городу, говорит о том, что область будет помогать. Речь идет о тесном конструктивном взаимодействии. Какие-то вопросы будут решаться совместно. Они зависят как от администрации города, так и от области.
В качестве примера приведу наболевший вопрос по замене лифтов. Финансирование на эти цели идет из бюджетов области и Екатеринбурга, а также из средств жителей. Я очень удивился, насколько быстро решился вопрос, который даже учтен в областном бюджете. В результате на лифты найдены 150 миллионов рублей из городского и 150 миллионов рублей из областного бюджета. Таким образом губернатор помогает не на словах, а на деле. Подобного не было на моей памяти никогда.
- Комиссия по городскому хозяйству является одной из ключевых в думе. Ее зона ответственности – и строительство, в том числе, социальных объектов, и благоустройство, и дороги. На ваш взгляд, какими должны быть основные приоритеты работы комиссии? Как ее организовать максимально эффективно?
- Давайте начнем с простых вещей. Каждый из нас живет в многоквартирном доме, который обслуживается управляющей компанией либо ТСЖ. Многие жители, не понимая принципов коммунального хозяйства, требуют произвести ремонт подъездов.
Я как хозяйственник, как специалист, отвечаю: не надо делать ремонт подъезда, пока у тебя гнилые трубы и течет кровля. Пусть подъезд будет обшарпанный, но людей не должно топить.
Перенесем этот принцип на сферу городского хозяйства. Я считаю, что у нас ЖКХ уделяется очень мало внимания и не в том месте, где надо. С одной стороны, федеральное законодательство в сфере ЖКХ меняется чуть ли не каждый день, что мешает полноценной работе, с другой стороны, на местном уровне вопросы развития ЖКХ практически не решаются. Обычно у нас главные темы по ЖКХ какие? Что жители не платят управляющим компаниям, а те в свою очередь ресурсникам. На самом деле, все гораздо глубже и тяжелее. Если не будет уделяться внимания ЖКХ, про все остальное можно просто забыть - про ЭКСПО, ИННОПРОМ и прочее.
В качестве примера могу привести ситуацию, которая в 90-х была в Душанбе, когда многоквартирные дома отапливались "буржуйками". Жилищно-коммунальное хозяйство просто приказало долго жить, в домах не было электричества и воды. К нам приезжают на заработки граждане Таджикистана, многие с образованием, они мне эту историю рассказали. Такой разрухи в ЖКХ мы допустить не должны. Я считаю, первостепенное внимание надо уделить этой сфере, и только потом различным презентационным вещам, всему, что идет напоказ – фонтанам, скверам и так далее. Это - первая приоритетная позиция.
Из благоустройства прежде всего следует выделить дороги. Это - вечная тема, о которой не говорит только ленивый. Очень хорошо здесь можно использовать опыт Санкт-Петербурга, хотя он, может быть, отчасти непопулярен.
Здесь я хочу четко обозначить свою позицию – депутат должен не популистские меры продвигать, хотя многие к этому скатываются. Он должен делать хорошо для города. Может быть, сейчас жители этого не оценят, а оценят через 5 или через 100 лет.
Вот говорят, в Санкт-Петербург чистые улицы. А почему они чистые? Потому что там нет газонов в центре. Никто на них не заезжает, землю с газонов на дороги не тащит. Я не говорю, что нам нужно вообще отказаться от газонов, но рассмотреть этот опыт и принять компромиссные решения, наверное, можно.
Там контроль за асфальтированием очень жесткий. Приезжают инспектора, замеряют температуру асфальтовой смеси: "Все остыло, спасибо, везите обратно". Специалисты нашей мэрии ездили в Питер, знакомились с организацией этой работы. Дорогам надо уделять внимание, денег жалеть не стоит. Дорога – это тоже безопасность.
Третий момент – строительство. Тема эта весьма непроста. Был в свое время в Екатеринбурге заместитель мэра по экономике Юрий Осинцев. Потом он ушел в областное правительство и даже пробовал стать мэром. Его очень сильно возмущало, почему при интенсивном строительстве квадратный метр стоит 500 долларов. Это казалось запредельной ценой даже тогда, при гораздо более выгодном соотношении рубля и доллара.
Сейчас цена уже гораздо выше. Жилье строится, его очень много, тем не менее, дома стоят полупустые и не продаются. А многие люди у нас по-прежнему живут в трущобах. Здесь надо программу пересмотреть – это будет отдельный разговор и с мэром, и со специалистами.
Есть у нас районы, которые надо перестраивать. Например, Горнозаводский, который называют Звездочка или Гарлем. Там улицы Артинская и Завокзальная с домами, построенными после Великой Отечественной войны. Они в свое время планировались как временное жилье, а стоят до сих пор. Не надо их латать - надо снести и дать людям нормальные квартиры.
Деньги можно привлечь из разных источников. Напрашивается привлечение инвесторов для развития таких территорий. Но с инвесторами тоже вопрос интересный. Почему у нас стоимость жилья возрастает? Потому что берут много денег за инфраструктуру. Не взятки, а по официальным договорам – плата за присоединение к инженерным сетям называется. Может быть, здесь предусмотреть какие-то льготы для застройщиков? Будем встречаться, разговаривать со специалистами Главархитектуры. Много вопросов и к концепции застройки и к проекту Генплана – надо заниматься.
Вот три кита, на которых я планирую построить работу комиссии в ближайшие годы. Это не означает, что все остальные вопросы мы будем игнорировать. Но проблемы жизнеобеспечения и безопасности городской инфраструктуры я считаю первостепенными.
- Одной из систем жизнеобеспечения города является транспорт. Мэрия анонсировала большую транспортную реформу. Этот вопрос также находится в компетенции вашей комиссии. Каково ваше отношение к этой проблеме?
- Тема очень важная и непростая. В думе ее будут вести три комиссии: наша, комиссия по муниципальной собственности и комиссия по экономическому развитию и инвестициям. Городское хозяйство, как медицина. Главный принцип - не навреди. Из чего мы должны исходить? Чтобы в бюджете деньги остались? Тогда давайте все расходы сократим, откажемся от уборки дорог, например. Чего в снег вкладывать?! Мы же сэкономили, и бюджету хорошо. Но будет ли городу от этого лучше? Принцип разумности должен присутствовать во всем. И транспортная реформа – не исключение. В данном случае нужно исходить из комфорта жителей, а не оглядываться, сколько денег мы сэкономили.
То, что сейчас происходит – в частности, то, что у всех в зубах навязло, - тема по отмене 024 маршрута… Я в этом районе работаю, многие мои сотрудники ездили на данном маршруте на работу. Поэтому ситуацию знаю не понаслышке. Полагаю, что этот шаг был непродуманным. Я написал письмо Высокинскому с просьбой разъяснить, на каком основании это сделано. Может он покажет расчеты, что этот маршрут не нужен, и там действительно 50 других дублирующих автобусов. Пока я считаю, что это - ошибка. Прежде, чем что-то предпринимать, нужно все хорошо просчитать, в том числе учесть мнение жителей. Вот тогда мы получим транспортную реформу, которая действительно пойдет на благо города.
- В конце прошлого года сильную тревогу горожан вызвала информация о предстоящем акционировании МУПов – "Спецавтобазы" и "Водоканала". Ваше отношение к их деятельности? Должен ли город сохранить предприятия в зоне своего влияния или отдать в частные руки?
- Положа руку на сердце, я не верю, что форма собственности что-то может изменить. Вот, например, есть управляющие компании – они все частники. Им в свое время передали полуживой имущественный комплекс вместе с долгами. Хотите работать – берите, не хотите – до свидания. Кто-то не справился. Мы выжили, работаем дальше. Есть эффективные компании, есть неэффективные. И те, и другие частные. Возьмем Нижний Новгород. Там во всех управляющих компаниях доля муниципалитета составляет 25%. Я считаю, что они работают неэффективно и неправильно. Не потому, что там доля муниципалитета, а потому что они не умеют работать.
Речь не должна идти о том, частная или не частная форма собственности. Закон надо исполнять. Даже частное предприятие можно оставить в поле зрения муниципалитета и взять под контроль. На сегодняшний день "Водоканал" с его нынешним руководителем Евгением Бужениновым работает неплохо, перспективы у предприятия хорошие. Недавно рассматривали их план по замене аварийных сетей - в этом направлении они работают лучше, чем другие ресурсники, хотя вопросов к ним достаточно много.
Отдавать его или не отдавать в частные руки - я не знаю, не считаю, что это принципиально. Но я бы не отдавал. Много лет существует "Водоканал", работает эффективно.
После их процесса очистки воду можно разливать в бутылки и пить. Другое дело, что есть проблема сетей: пока вода дойдет до потребителя, она через сети проходит, где засоряется.
Что касается "Спецавтобазы" - сейчас ее возглавил наш коллега, депутат городской думы Григорий Вихарев. Молодой, перспективный, но уже имеющий хороший руководящий опыт. Пока трудно что-то сказать о результатах его работы. Но знаю, что он напряженно работает, домой приезжает не раньше полуночи.
Не скажу, что "Спецавтобаза" - плохое предприятие, но ее надо поднимать, модернизировать. Раньше предприятию уделялось мало внимания по той причине, что в Екатеринбург зашли очень неплохие частные перевозчики, и они справлялись благополучно с вывозом мусора. Никто же не знал, что будет мусорная реформа. А теперь "Спецавтобаза" стала региональным оператором, у нее резко возросла ответственность, расширился круг полномочий, появилось много неожиданных вопросов, которые требуют немедленного решения. Отдать ее в частные руки? Оставить в городской собственности? Думаю, надо руководствоваться законом и здравым смыслом. Если закон позволяет, то почему не оставить предприятие в муниципальной собственности? Ведь при нынешних объемах оно может существенно пополнить городской бюджет.
- Не могу не спросить о "четвертой власти". Фраза о "бестолочах", сказанная в пылу депутатской дискуссии, едва не поссорила вас с журналистским сообществом. Однако, насколько понимаю, сказана она была не на пустом месте и с журналистикой вы знакомы не понаслышке?
- С журналистикой я знаком достаточно хорошо, жизнь сталкивала с разными людьми вашей профессии. Прекрасно помню период наибольшей политизированности общества в конце 80-х, когда значимую лепту в общественный диалог вносили и журналисты. Я это все наблюдал, общался со многими из них. В частности, с Григорием Каётой, Жанной Корнет, Ларисой Мишустиной. Я не говорю уже о Жанне Телешевской и Игоре Мишине – создателях частных телеканалов. Это были настоящие профессионалы своего дела. Видел я, как рождались и умирали газеты, телепрограммы, например, "600 секунд", как Шеремет пытался подражать Невзорову. И журналисты, и политики тогда очень тесно общались.
Не сочтите меня ретроградом, но советская школа журналистики была очень сильна. У меня сестра стала журналистом. Я помню, как она готовилась к экзамену по русскому языку, а я ей помогал, поскольку по образованию - учитель. Их постоянно гоняли, накручивали, чтобы писали грамотно. Я общался с ней и с ее коллегами – учиться было непросто. Зато потом они выросли в настоящих профи. И я, наверное, имею право оценивать работу сегодняшних журналистов, потому что видел, с чего начиналась современная российская журналистика.
Я и сам статьи писал, хотя членом Союза журналистов не являюсь. Первую статью напечатал на пишущей машинке в кабинете моего друга, который работал в научном отделе журнала "Уральский следопыт". Пока он разбирал архивы, я сидел и двумя пальчиками набирал статью. Ее опубликовали в газете "На смену".
Так почему такое отношение у меня к некоторым современным журналистам? На самом деле, речь идет не только о журналистах. Молодежь не хочет учиться, не хочет работать, не хочет познавать мир, не хочет отвечать за свои слова. Это ведь не только мое мнение, с моими словами согласны многие. В том числе, многие журналисты нашего поколения.
Если вы пишете о чем-то, хотя бы разберитесь в вопросе! Если вы пишете, не понимая о чем, зачем это нужно, коллеги? Из-за этого страдает вся профессия. Еще раз подчеркну, такое происходит не только в журналистике, а во многих сферах деятельности. А ведь нужно всего лишь с уважением относиться к своей работе и качественно ее выполнять!
Беседовал Дмитрий МИГАЛИН