Город без комплекса провинциала

Рецепт от мэра Березовского.

Федеральная власть в последние годы декларирует особое внимание к российским муниципалитетам. Тезис "Сильные города – сильное государство" звучит все чаще. О том, насколько он реализуется на практике, а также о справедливом дележе бюджетного "пирога" и непростых отношениях внутри вертикали власти, в интервью "Уралинформбюро" рассказал мэр Березовского Евгений Писцов.

- Евгений Рудольфович, очевидно, что любой человек зависит от ситуации в родном городе. Наши дети ходят в муниципальные школы и садики, мы ездим на работу в муниципальном транспорте, а если и в личном, то - по дорогам, которые ремонтирует и содержит муниципалитет. На сегодняшний день каковы основные проблемы самого близкого к населению уровня власти?

- Вы совершенно правы, основные потребности у людей возникают там, где они живут. В первую очередь, муниципалитету необходимо системно решать вопросы безопасности жизнедеятельности. По этой части в Березовском сделано многое, но не все. Наболевшей для города проблемой является замена очистных сооружений. Они подлежат реконструкции, стоимость которой около 1,1 миллиарда рублей. Это сумма, которую муниципалитету в одиночку осилить невозможно. Более того, она тяжела и для областного бюджета.

Впрочем, не мы одни такие. Не погрешу против истины, если скажу, что это - проблема национального масштаба. Подавляющее большинство населенных пунктов в России не имеет очистных сооружений, либо имеет их в предельно изношенном состоянии. На мой взгляд, было бы правильно разработать национальную программу строительства очистных сооружений. Запроектировать типовую линейку, начиная от малого населенного пункта численностью до 5 тысяч человек и далее по возрастающей – 10, 20, 50, 100 тысяч… Это как минимум избавило бы муниципалитеты от необходимости тратить деньги на проектирование.

Березовский является одним из лидеров по вводу жилья в Свердловской области. Численность населения тоже увеличивается, следовательно, объемы сточных вод растут. Проблему надо решать, она уже стала хронической.

Когда мы говорим, что население увеличивается, мы понимаем, что транспорта тоже становится больше. И развитие транспортной инфраструктуры имеет прямое отношение к категории качества жизни. Это - тоже приоритет. Например, одна из наших проблем – улица Проезжая вдоль Шарташа. В часы пик она перегружена, и люди тратят в 2-3 раза больше расчетного времени, чтобы добраться до рабочих мест. Строительство новых микрорайонов приводит к дополнительной напряженности на дорогах – утром и вечером возникают заторы. Следовательно, надо выделять средства на расширение дорожной сети.

Кстати, термин "качество жизни" сейчас предлагается заменить на "уровень счастья". Что такое счастье? Это мультипликативный показатель, который складывается из многих параметров и свидетельствует о мере удовлетворенности человека своей жизнью. Раз так, то жители населенного пункта, который превращается в спальный район Екатеринбурга, едва ли могут чувствовать себя счастливо и полноценно.

Есть же мемы в Москве, например, "Южное Бутово", "замкадыш" и так далее. Это человек, жизнь которого не сложилась, и он вынужден мотаться на электричке на работу и поздно вечером добираться до дома. Так вот не должно быть этого чувства ущербности. Муниципалитеты должны развиваться по принципу полицентричности. Не могут все блага находиться на Площади 1905 года, они должны быть распределены равномерно.

Например, очевидно, что дети должны ходить в школу или дошкольное учреждение по месту жительства. А у нас обеспеченность бассейнами, например, составляет 18%. То есть нужно в 5 раз больше бассейнов, чем есть сейчас.

Спортивный оздоровительный комплекс "Лидер" у нас хорошего уровня, но он построен в 80-х годах прошлого века, и с тех пор подобные сооружения не появлялись. Потребность растет, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок не в подворотнях шатался, а занимался в спортивных секциях. Уровень обеспеченности школами искусств составляет не больше 50%. Всегда трудно отвечать родителям в начале учебного года, почему их деточку не взяли в такую школу. А педагоги отбирают по каким-то формальным признакам. И можно, не разглядев сегодня талант, поставить на ребенке крест, а завтра получить обиду на общество, агрессию и так далее. Поэтому я - сторонник того, чтобы Березовский развивался комплексно и гармонично.

- Есть ли совместные проекты с городами-соседями внутри агломерации? Ведь потребности городов во многом пересекаются, и какие-то задачи, которые не вытянуть в одиночку, совместно легко решаемы.

- Понимание необходимости таких проектов есть. Это будет выгодно жителям всей агломерации. Но наверное, нужен орган, который будет координировать такие проекты. На сегодняшний день такого органа пока ("пока" - это ключевое слово) – нет.

Мы только отмечаем эти позиции. Это – межмуниципальный полигон, который у нас предусмотрен генпланом и который мог бы принимать отходы не только из Березовского, но и из Екатеринбурга и Верхней Пышмы.

У нас есть реализованные с привлечением средств из областного бюджета отличные объекты – лыжероллерная трасса, загородный лагерь "Зарница". Лагерь, в который вложили 80 миллионов рублей, является базовой площадкой при лыжероллерной трассе, работает круглогодично и может принимать соревнования самого разного уровня. Сюда приезжают спортсмены из других городов области и других регионов. То есть, объект работает не только на Березовский.

В лагере побывали наши знаменитые спортсмены – Сергей Чепиков, Иван Алыпов, тренер сборной России по лыжным гонкам Елена Вяльбе. Елена, кстати, сказала, что это – одна из лучших трасс страны. И точно – лучшая в Свердловской области. Для начального уровня спортивного мастерства – просто бомба. Там перепад отметок – 34 метра.


Стадион "Горняк". Фото: пресс-служба администрации города Березовский

В текущем году мы завершили реконструкцию стадиона "Горняк". Ковер, который был на футбольном поле, отлежал два с половиной нормативных срока. Мы задались целью поменять покрытие, стали выяснять, сколько это стоит, в итоге обнаружили, что если пойдем не по проторенной дорожке, то можем привезти ковер нового поколения из Европы. Сегодня там ковер такой же, как у профессионального футбольного клуба "Урал". Но "Урал" - закрытая площадка, а у нас – открытая для всех.

После этого возникло желание отремонтировать весь стадион. Привлекли в качестве экспертов генерального директора СК "Луч", председателя Федерации легкой атлетики Свердловской области Рафаила Карманова. Пришли к решению, что надо делать один раз, но хорошо. В результате на стадионе - покрытие легкоатлетических дорожек, некоторые компоненты которого заказаны в Швейцарии.

В рамках консультаций со спортивным клубом "Луч" пришли к выводу о необходимости оборудования стадиона всеми легкоатлетическими дисциплинами. Сегодня это - единственная площадка в Свердловской области, где можно проводить соревнования по полному кругу дисциплин, включая такую экзотику как стипль-чесс. Это олимпийская дисциплина, когда спортсмены бегут с препятствиями, прыгая не через барьер, а через бревно, и прыжок заканчивается приземлением в водяную яму.

То есть получился еще один объект межмуниципального назначения. В день открытия стадиона прошли соревнования по прыжкам в высоту, где штурмовалась отметка 2,24 метра – это квалификационная отметка для отбора на чемпионат мира, такие высоты ранее на "Горняке" никто никогда не штурмовал.

- Вы упомянули тему софинансирования из областного бюджета. Обычно муниципалитеты жалуются, что субсидий недостаточно, междбюджетные отношения выстроены несправедливо…

- В отличие, наверное, от большинства моих коллег – хотя я всегда разделяю озабоченность наполнением бюджета на каждый предстоящий год – понимаю, что карман-то все равно один. Бюджет формируется из налоговых и неналоговых доходов, которые потом, по определенным установленным и часто меняющимся правилам, расщепляются, перетекают из одного уровня бюджета в другой. Но если мы все это складываем, величина получается примерно постоянная. Как ни дели этот пирог, кто-то останется недовольным.

На самом деле, все мы должны озаботиться не столько тем, как бы отщипнуть по крохе всем голодным, сколько тем, как добиться, чтобы этот пирог рос. Вот тут нас и подстерегает большое разочарование: на государственном уровне, несмотря на многочисленные декларации, не созданы эффективные механизмы, позволяющие бизнесу бурно развиваться.

Мы видим множество свидетельств тому, что бизнесу тяжело. Чаще приходится слышать, что то или иное предприятие оказалось на грани банкротства, нежели об открытии новых предприятий. Баланс даже не 50 на 50. А ведь мы хотим становиться богаче как государство. Поэтому должны быть другие подходы. А все это упирается в эффективность налогового законодательства.

Я понимаю, что тяжело всем, начиная с федерального уровня. Ведь мы можем только догадываться, какова величина его закрытой части, сколько расходуется на национальную безопасность и оборону. В таких условиях рассуждать о справедливости – все равно, что судить о содержании мозаики, имея на руках только одну ее деталь.

Надо отдать должное, в ходе балансировки бюджета свердловские города всегда получают деньги на какие-то свои "хотелки". Например, мы будем строить ФОК в поселке Монетном. Речь об этом шла без малого десять лет. Люди уже утвердились в мысли, что мы плохие и ни черта не хотим делать, а мы эту тему заносили в область каждый год, и каждый год "слетали". На 2019 год эти деньги наконец дают. Также выделяют субсидии на строительство детского садика на 270 мест. На выкуп в муниципальную собственность еще одного детского садика, в котором мы будем оборудовать ясли, на модернизацию головных электроподстанций и многое другое.

То есть нас слышат, наши нужды находят отражение. Но бывая на согласительных комиссиях, я убеждаюсь, что перечень потребностей муниципалитетов бесконечен.

- В последнее время общим местом стали рассуждения о вертикали власти, которая должна дотянуться и до муниципалитетов, хотя последние, согласно Конституции РФ, отделены от государственной власти. На ваш взгляд, вертикаль поможет решать местные проблемы или наоборот - создаст дополнительные?

- Если мы говорим, что муниципалитеты отделены от государственной власти, то они должны быть наделены полноценной самостоятельностью в формировании бюджета. Тогда и местный налог должен оставаться в местном бюджете. Но если этот налог перетекает в бюджеты вышестоящих уровней, то о какой самостоятельности можно говорить?

Тогда мы все честно должны признать, что все мы от муниципального до федерального уровня являемся государственной властью. И карман у нас один. И наверное, такая позиция была бы более искренней, более честной.

К сожалению, мне не раз приходилось сталкиваться с формальным отношением некоторых чиновников к своей мере ответственности. Тогда как у всех участников должно быть понимание, что мы все - государственники, и все - в одной лодке. Зачем вы отталкиваете от себя проблему, которую мы сможем решить только сообща? Например, расселение аварийного и ветхого жилья. Заходит подрядчик, который оказывается недобросовестным и не выполняет обязательства по контракту на 360 миллионов рублей. Это оборачивается тем, что сотни людей, в том числе дети, остаются на полтора года проживать в опасных условиях. Если с муниципалитетов спрашивают по полной, значит спрашивать по полной надо со всех, кто в этой цепочке. А когда на одном из уровней этой цепочки говорят: но расселение ветхого жилья – это же муниципального уровня проблема, нам приходится заниматься в том числе оперативно-розыскной деятельностью, которая является прерогативой правоохранительных органов. Это же бред! В таких ситуациях работа всех ветвей власти должна быть как монолитный кулак. Виновник должен привлекаться к ответственности вплоть до уголовной.

- С 2019 года по всей России стартует так называемая мусорная реформа. Все ее с трепетом ждут. На старте понятно только то, что гражданам предстоит больше платить за вывоз мусора. Как вы оцениваете предстоящую реформу?

- Любые государственные и муниципальные услуги могут считаться эффективными, если они эффективны в глазах населения. У меня есть подозрения, что региональный оператор не обладает всем необходимым подвижным составом, способным оперативно вывозить мусор с такой огромной территории. Если раньше мусор вывозила – условно говоря - тысяча единиц техники, то где этот оператор сразу возьмет тысячу машин, если у него было всего сто единиц?! Если они обслуживали раньше только Екатеринбург, как они могут охватить всю восточную зону? Поэтому можно предположить, что будут заключены договоры субподряда на вывоз мусора теми же организациями, которые и раньше обслуживали муниципалитет.

То есть в глазах населения одна и та же машина как приезжала 10 лет, так и будет приезжать. Куда она везет мусор, человеку не важно. В нашем случае полигон каким был, таким и остался. То есть для потребителя ничего не поменялось. Но, я почти уверен, что у него возникнет серьезное возмущение, а с чего это ради, если ничего не изменилось, я с нового года буду платить значительно больше?! За что?! Справедливый вопрос. А с этими вопросами люди придут куда? К нам. А мы должны будем объяснить почему. Потому что гладиолус.

У меня часто возникают вопросы в отношении оценки регулирующего воздействия нормотворческих инициатив. Какие последствия они повлекут, какие деньги понадобятся для их реализации? Какое воздействие они окажут на потребителей? Есть подозрение, что такая оценка проводится не всегда или проводится формально. Хотя с нас ее требуют постоянно. "Проведите оценку регулирующего воздействия своих нормативно-правовых актов". Вы на федеральном уровне-то это делаете? Когда примеры валятся каждый день. Когда ты ломаешь голову, как выполнить то или иное требование в установленный срок и понимаешь, что это нереально. Условно, обрушилась база данных в федеральном органе, восстановить ее должен муниципалитет, при этом нам ни денег не дают, ни людей. И говорят сделать все к понедельнику. Мы отвечаем: "Вы понимаете, что тут работы на год?! Вы ставите невыполнимые сроки, не обеспечиваете нас ресурсами, а потом начинаете нас склонять за невыполнение". Если задача не обеспечена ресурсами, достичь поставленной цели можно пожертвовав либо сроками, либо качеством. По-другому не бывает.


Фото: пресс-служба администрации города Березовский

- Вы хорошо сказали о гармоничном развитии муниципалитета. В Березовском сформулирована своя стратегия. Что вы закладываете в нее, на какие рубежи хотите выйти?

- Стратегию до 2030 года мы должны принять в декабре, а по некоторым показателям - и до 2035 года. Она нацелена на гармоничное развитие, как я уже сказал. Это и совершенствование инфраструктуры (очистные сооружения, развитие газовой и дорожной сети), это и жилищное строительство порядка 4,5 миллиона квадратных метров. Это почти двукратное увеличение численности населения. 8 новых образовательных учреждений. Это объекты культуры и спорта: ледовая арена, 50-метровый бассейн. Закладываемся сразу, чтобы можно было проводить межрегиональные соревнования.

Это новый дворец культуры. Мы его видим тоже каким-то мегамощным. Есть у нас режиссер Дирекции городских праздников Павел Баранчик, очень талантливый человек, который ставит массовые мероприятия. К нему с уважением начинают относиться даже в Москве. У него идея, чтобы этот дворец со зрительным залом на тысячу человек был трансформером, чтобы все сиденья убирались по стенам и освобождалась огромная площадка для проведения массовых мероприятий. Здесь же должна быть и городская библиотека современного формата, коворкинг-центры, школа искусств. Все это не прожекты, мы к этому постепенно движемся. В частности, после сноса 51 ветхого и аварийного дома зарезервировали участки под строительство таких объектов. Следующим нашим шагом будет их проектирование, привязка к местности. Сейчас в рамках нацпроектов предусмотрено федеральное финансирование таких объектов, мы заявились на 2023 год.

- Поддержка малого бизнеса – одно из полномочий муниципалитета. Вы говорили, что развитие предпринимательства способствует развитию всей территории. Какие шаги в этом направлении предпринимаются в Березовском?

- У нас действует два технопарка. В Индустриальном парке вовсю работают резиденты, в том числе такие известные, как "Мираторг", БелАЗ, немецкие компании "Вюрт" и "Хёрманн".

Есть еще одна площадка, развитием которой я занимался еще до работы в муниципалитете. Сейчас она находится в муниципальной собственности и позволяет нам в 50 раз снизить стоимость аренды для того, чтобы дать возможность бизнесу развиваться даже на нисходящем тренде, когда все поставщики, продавцы стройматериалов заинтересованы просто уже в поддержании штанов, в этот период выгодно строить. И мы снизили цены на аренду земельных участков для того, чтобы люди строили. Сегодня почти вся западная промышленная зона распределена, и мы обоснованно ожидаем пополнения местного бюджета. Вообще бюджет у нас за счет местных налогов растет из года в год за счет ввода новых рабочих мест.

Кстати, говоря о стратегии развития, я как раз должен был сказать об увеличении количества рабочих мест как об одном из условий гармоничного развития.

- Важный тренд сегодня – открытость власти. Где-то он насаждается сверху, где-то руководители сами понимают, что необходимо тесно работать с населением. Как обстоят дела в Березовском?

- Проектов в этой сфере у нас много. Например, на торце здания городской администрации нанесено панно "ЛЕГОлизация" власти. Это попытка простым языком, понятным даже ребенку, объяснить, зачем нужно это серое здание, что в нем работают такие же человечки, как и приходящие на прием.


Фото: пресс-служба администрации города Березовский

Вообще это была целая серия граффити, мы создавали зоны, позитивные для восприятия различными возрастными категориями. На следующий год надеемся на ремонт детской больницы стоимостью порядка 70 миллионов рублей за счет средств областного бюджета. Если все получится, после ремонта здания мы зайдем туда с местным бюджетом и разрисуем ее под лего-домик. Чтобы легче ребенку было переступить порог больницы, оторваться от домашней обстановки – своего рода игра: идем жить в лего-домик. В палатах также будет конструктор лего, чтобы дети могли играть.

Если говорить о прямом общении, у меня с первых дней работы мэром обязанность ездить по поселкам. Для меня важно, чтобы люди не просто выговорились и выпустили пар, а ушли со встречи, вооруженные знаниями. Пытаюсь разъяснить, почему принимаются те или иные решения и как это работает. За прошедшие годы вижу, что они начинают понимать полномочия каждого уровня власти, какие инструменты надо использовать. Приходим обязательно с видеоотчетом, со слайдами, показываем, как ситуация меняется год от года. Сперва выступает глава поселка, он рассказывает о развитии территории, отвечает на вопросы. Затем я раскрываю картину в масштабах муниципалитета.

Еще есть такая тема, как открытый бюджет, когда мы рассказываем людям, что такое бюджет, какой он, из чего состоит. Это часто оформлено в виде мультфильма. С этим проектом мы нередко занимаем первые места в Свердловской области и представляем регион на федеральном уровне.

Пожалуй, недооцененный пока проект – "Бизнес-километр", направленный на вовлечение молодежного бизнеса в жизнь города. Не можем завлечь на эту площадку областных випов… Но может и не надо. Делаем-то ведь для самих себя и для предпринимателей, чтоб они ощутили свою значимость, нашли своего потребителя, нашли общий язык с горожанами. Они на общественных началах проводят мозговые штурмы, распределяются, кто за что отвечает, мы отдаем им центральную улицу, и на два дня центральная часть города принадлежит молодым предпринимателям. Там открывается порядка 300 различных точек, где каждый рассказывает о себе, начиная от школы фехтования на рапирах и кончая производством кирпичей, куличей. Организует все бизнес, мы только помогаем. Кстати, в итоге возникают серьезные внутренние коммуникации и совместные проекты.

Еще один момент - не знаю, говорит ли он о нашей открытости, скорее, наверное - о нашей вовлеченности и ответственности – это Дима Рудаков. Инвалид, которого забили, запинали подростки. Жители вышли к администрации и требовали, чтобы виновники были наказаны по всей строгости закона. Мы со своей стороны озаботились, почему это происходит. Подумали, что, наверное, стоит доходчиво доносить до подростков какие-то моральные ценности, вовремя формировать правильную систему координат. И в итоге вышли на проект "Смотрим хорошее кино вместе".

У нас составлена годовая программа, когда школьники с 7 по 11 класс целыми потоками смотрят хорошие фильмы в кинотеатрах города. Оплачиваем это из городского бюджета. Сеанс предваряет выступление детского психолога, киноведа. В зависимости от того, что это за фильм. Например, "Белый Бим, черное ухо", "Чучело", "В бой идут одни старики", "Салют-7", "Вам и не снилось". То есть - из разных временных эпох, на разную социальную тему. Современные дети плохо знают советских, российских артистов, шедевры отечественного кинематографа. Поэтому пред просмотром обо всем этом им рассказывают. Затем дети смотрят фильм, на классных часах его обсуждают и наконец, по прошествии цикла фильмов, выбирают понравившийся и пишут сочинение. То есть вкладывается еще и личный труд, что помогает осмыслению каких-то ценностей. Таким образом мы надеемся помочь новому поколению березовчан обрести ответственность за самих себя и тех, кто рядом, осознать ценность человеческой жизни и дружбы, привить уважение к старикам и любовь к животным.

Дмитрий МИГАЛИН