Китай, отдай долги!
Или новая индустриализация России вместе с Поднебесной.
В марте Россию на фоне западных санкций накрыл дефицит офисной бумаги. Когда стало казаться, что "пиши пропало", спасителем стал Китай – фуры с недорогой продукцией пошли в нашу сторону. Примерно так же было два года назад с масками, перчатками и антисептиками.
Экономическая блокада со стороны США и союзников фактически завершила многолетние разговоры о необходимости разворота России на Восток. Сейчас это не предмет дискуссий, а реальная необходимость.
Как идет работа российского бизнеса с китайским, какие проблемы мешают укреплению связей, что будет с Тайванем и когда отечественные туристы вновь полетят в Поднебесную? На эти вопросы "Уралинформбюро" ответил секретарь генерального совета Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей Максим Спасский.
– Бумага из Китая уже приходит в Екатеринбург, она будет продаваться по 600-800 рублей за пачку. Это очередной пример важности работы с Поднебесной. Какую экспресс-оценку взаимодействию российского и китайского бизнеса вы можете дать сейчас?
– Китайскому бизнесу очень интересно работать с Россией, а сейчас стало еще более интересно, потому что уходят западные бренды, освобождаются ниши – китайцы активно присматриваются к тому, чтобы их занять. Китайский предприниматель, в отличие от российского, действует – пока тот считает, думает, изучает риски, этот покупает, везет и продает. Точно так получилась с бумагой и кассовой лентой.
Совет российскому бизнесу – вы стройте свои стратегии, занимаясь поиском тех товаров, которые используются в производственных цепочках крупных компаний, которым они нужны. Надо поставлять товары B2B (бизнес для бизнеса), а не B2С (бизнес для потребителя). B2С привезет "Таганский ряд", "Люблино", "Садовод", поверьте мне, вы китайцев не перебьете.
В той же одежде, думаю, китайцы будут искать более премиальные сегменты, в которых, например, работала Zara, Bershka, еще какие-то. Мы скоро увидим китайские бренды, будем привыкать. К автомобилям мы уже привыкли, их автопром за последние пять лет сделал огромный рывок.
Максим Спасский. Фото предоставлено спикером
– Как с учетом всех мировых потрясений обстоят дела с логистикой?
– С логистикой, да, сейчас большие проблемы, есть перебои. Если раньше груз автотранспортом шел 18–26 дней, то теперь нормальным считается 36–40 дней. У некоторых груз идет 80–90 дней. Авиадоставка, если раньше была 8–18 дней, то теперь оптимально – 10–20 дней. С морскими перевозками тоже есть проблемы – европейские компании отказались возить нам, китайские тоже не торопятся, еще локдаун [из-за коронавируса] в Шанхае накладывается. Остается железная дорога, но мы понимаем, что второго Транссиба не появилось.
Эта история как-то решается, конечно. Я думаю, что мы увидим много глобальных инфраструктурных проектов, которые запустятся в ближайшее время.
– С точки зрения железнодорожного сообщения еще существует проблема скорости поездов...
– Так ведь мы когда построили все! И никто этим после не занимался. Сейчас, скорее всего, это начнет развиваться больше и быстрее. С точки зрения взаимодействия с Китаем западные санкции пойдут нам на пользу, потому что мы наконец-то можем связать Центральную Россию с Дальним Востоком. Это жизненно необходимо.
– Есть еще вопрос оплаты китайской продукции. Как с этим обстоят дела?
– Китайские предприниматели очень быстро ориентируются по рынку, они продают все за рубли. Они готовы брать наличные деньги, безналичные, у них все работает, с этим проблем нет.
– В России есть сразу несколько сфер, в которых полноценное импортозамещение на ближайшие годы выглядит маловыполнимой задачей, в первую очередь, это касается микроэлектроники...
– Микроэлектроника – это та история, о которой надо говорить. У нас в Екатеринбурге был радиозавод, который сейчас находится в состоянии банкротства. И таких заводов в СССР было огромное количество. Одномоментно этот вопрос не решить.
Есть центр силы по микроэлектронике – это Тайвань (частично признанное государство, территорию которого Китай считает своей. – Прим. ред.). От Китая многое зависит. Тайвань не может отказаться и не поставлять, например, процессоры в Китай, потому что тогда никто не будет производить "айфоны". Apple и при Трампе пыталась перенести производство, но у них не очень хорошо получилось. Китайцы – это такая нация, которая может работать на заводах, а работа на конвейерах по сборке телефонов – это ад. В Америке, к сожалению для них, альтернативы Китаю нет.
– Как решится вопрос с Тайванем тоже непредсказуемо, а чипы нужны всем…
– Честно говоря, я держу пальцы скрещенными, потому что, если начнется силовое решение вопроса Тайваня, мы, Россия, как государство сможем выдохнуть спокойно – открылся "второй фронт".
Китай никогда не признает Тайвань отдельным государством. Есть принцип неделимого единого Китая, который заложен в фундаменте китайской национальной идентичности. А американцы пытаются эту историю разрушить, но у них сделать это точно не получится.
– Китай интересен россиянам с точки зрения туризма. Можно ли рассчитывать, что скоро полетим?
– На повестке ближайшего времени этот вопрос точно не стоит. Мы видим, что собой представляет локдаун городов в Китае. Поверьте мне, с тем уровнем заболеваемости и фиксацией того, что происходит с ковидом, Китай границы не откроет.
Китайцы же хитрые переговорщики, они эту историю с ковидом американцам долго не простят, они будут использовать ее в локдаунах. Когда американцы соберутся в очередную поездку на Тайвань, у китайцев случится локдаун на предприятии Apple. Должно произойти какой-то мегасобытие, которое разрушило бы эту китайскую стратегию. Что это может быть? Ну, например, операция на Тайване. Она может быстро "вылечить" ковид в Китае.
– Россия, несмотря на протяженную границу с Китаем, тесные дипломатические связи, с точки зрения товарооборота значительно уступает многим государствам. В чем проблема?
– Развитию российско-китайских отношений мешала одна простая история. Чиновники и олигархи не обращали внимание на Китай, они покупали виллы в Европе, а к Китаю относились снисходительно. Почему у многих предпринимателей не получается работать в Китае? Там все помнят.
Сейчас многие люди, которые мешали развиваться – Чубайс, Дворкович – их нет в политике. У Владимира Путина и Си Цзиньпина отличные отношения, поэтому я думаю, что разворот на восток окончательно состоялся, мы, правда, пока повернули голову, но не повернули тело. Но у нас другого варианта нет, поэтому – учим китайский язык.
– А что Россия может дать Китаю кроме сырья?
– Говоря о дружбе, нельзя забывать о собственном интересе. Сейчас у Китая большие проблемы с электричеством, наша задача – заставить Китай разместить у нас производства. Мы же сделали для них индустриализацию в прошлом веке, сейчас пришла пора Китаю ответить – мы даем им дешевое электричество, а они размещают у нас производства. Мы без Китая это не сделаем, а европейцы нам не помогут.
Все – новая индустриализация России вместе с Китаем. Китай, отдай долги!
Беседовал Артём ПЕТРОВ