"Уралвагонзавод" - обман, где только можно
Утверждает профсоюзный лидер.
В апреле 2016 года часть персонала ОАО "НПК "Уралвагонзавод" в очередной раз отправляется на хозяйственные работы. Рабочие от этого не в восторге, поскольку на хозработах получают копейки и не имеют возможности подработать в другом месте. На статусном предприятии Нижнего Тагила, как утверждают они, участились простои и увеличился обеденный перерыв, что приводит к сокращению заработной платы. Подробности в эксклюзивном интервью "Уралинформбюро" сообщил председатель НПС "Солидарность" Павел Сергиеня.
- Павел Владимирович, формовщики УВЗ в интернете пишут, что зарплата за январь составила всего 12 тысяч рублей. Это правда?
– Бывает и меньше, если нет заказа. У нас не редкость, когда сотрудник идет в отпуск, и ему выписывают всего 2,5 тысячи рублей отпускных. Всякие бывают ситуации. Одну женщину, например, под предлогом нарушения производственной безопасности пытаются выжить с предприятия. Она оспорила это решение, и, чтобы не быть уволенной, вот уже более года вынуждена бесплатно ходить на работу. Хорошо хоть пенсию получает.
- "Выдавливание" пенсионеров – это из-за сложностей с заказами на вагоны?
- Сейчас с этим все в порядке: пришел большой заказ, и завод работает в полную силу.
- А народ пишет на форумах, что так называемые "ночные" и "сверхурочные" теряет...
- Это происходит потому, что администрация "Уралвагонзавода" официально ввела 36-часовую рабочую неделю. Но если посчитать реально отработанные часы, получается вдвое больше! Мы сказали: "Платите за переработку". Тогда они сделали следующее: увеличили обед где-то на час, где-то на полтора. Но по сути это профанация трудового законодательства. В некоторых цехах обед продлили, но люди как работали, так и работают. Получается, один час они трудятся бесплатно. Поэтому зарплата у них, естественно, сократилась на несколько тысяч. Экономят таким образом. Мы сейчас по этому поводу судимся с администрацией.
- Экономия, конечно, объясняется кризисом? Мол, западные санкции, тяжелое финансовое положение в стране…
- Мы судимся с 2011 года! Руководство НПК "Уралвагонзавод" нарушает Трудовой кодекс с самого момента его принятия. Статья 92 ТК РФ обязывает работодателя предоставлять дополнительные гарантии и компенсации всем лицам, занятым на вредном и опасном производстве, то есть должна быть 36-часовая рабочая неделя, дополнительные дни к отпуску, молоко и прочее. Ограничение рабочего времени установлено по медицинским показаниям: работник должен восстановиться между сменами. У нас этого не происходило.
Мы обратились в нижнетагильскую прокуратуру с просьбой дать правовую оценку действиям администрации. Нам ответили, что нарушений нет: 206 человек получают соответствующие льготы. При этом на УВЗ 11 151 рабочее место с вредными условиями труда. Эта арифметика не укладывается в моей голове: как 206 человек могут обслужить более одиннадцати тысяч мест?
Пять лет назад нарушение было установлено судом, но лишь в конце 2015 года на УВЗ сподобились сократить трудовую неделю. Однако сделано это чисто формально.
- Если завод работает в полную силу, то с какой целью часть коллектива отправляют на хозяйственные работы?
- На хозработы отправляют только тех, кто не состоит в нашем профсоюзе. Мы своим сразу сказали: либо требуйте доплаты за понижение квалификации (чего, кстати, работодатель до сих пор тоже не делал), либо отказывайтесь от хозяйственных работ. Остальные сотрудники "Уралвагонзавода" противостоять давлению не смогли.
Впрочем, я не стал бы демонизировать руководство завода: полтора года, пока не было заказов, людей не увольняли. Социальная политика топ-менеджеров УВЗ – не самая жесткая. Правда, простым работникам от этого ничуть не легче.
Расскажу такой случай. Одному сотруднику изменили график, и он вышел на работу, когда дома оставались парализованная мать и малолетний сын. Сын нашел зажигалку и поджег квартиру. Завод решил поддержать сотрудника, исполнительный директор Владимир Николаевич Рощупкин дал ему бумагу, которая позволяет на время ремонта воспользоваться ведомственной квартирой УВЗ. Сотрудник пришел в цех, чтобы получить визу своего начальника, а тот изъял бумагу – мол, я говорил лично с Рощупкиным, и он велел тебе ничего не давать. Глупость полная: зачем давать бумагу, а потом устно запрещать?
И таких ситуаций масса. Руководящий состав среднего звена творит абсолютный произвол, а топ-менеджмент УВЗ зачастую не знает об этом.
- Значит, правду пишут люди в интернете?
- На самом деле ситуация даже хуже, чем пишут на форумах. Работников обманывают везде, где только могут. Это касается и оплаты труда, и предоставления социальных льгот. Думаете, почему так рьяно нарушают статью 92 Трудового кодекса? Потому что, если признать вредность производства и предоставить льготы, то, соответственно, необходимо будет в повышенном объеме делать отчисления в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Работодателю это не надо.
Причем, когда смотришь реальные отчисления в ПФ, обнаруживается, что они меньше, чем положено, даже у тех, кому предоставлены гарантии! Соответственно, люди потом получат мизерную пенсию. И доказывать что-либо будет уже поздно: это ведь только работодатель может в течение трех лет спросить с уволившегося сотрудника, а с него самого спросить можно лишь в течение месяца после увольнения.
- И профсоюз ничем не может помочь?
- Бывает, что и не может. У нас один сотрудник получил травму на производстве по вине руководства цеха, о чем имеется соответствующий акт. Три месяца его держали в штате, а потом уволили, поскольку он отказался самостоятельно искать новое рабочее место, подходящее по медицинским показаниям. Коллегия Свердловского областного суда установила грубые нарушения трудового законодательства, допущенные руководством "Уралвагонзавода" при увольнении, но отказала в восстановлении на работе из-за пропуска срока обращения в суд.
Кому мы только не писали, ссылаясь на это решение. Тем не менее три года ничего не можем сделать. И никого не волнует, что отец–одиночка с малолетним ребенком перебивается случайными заработками.
Получается, пока сотрудник приносил прибыль, он был нужен, а как только потерял трудоспособность, его, как собаку, выгнали на улицу. При этом менеджеры почему- то не учитывают, что сотрудник потерял трудоспособность по вине предприятия. Такое отношение к людям больше всего и раздражает заводчан.
Беседовал Владимир ПЕТРОВ