Дацюк на дне Исети
Новые подробности в "деле Царского моста".
После сообщения о том, что Павел Дацюк будет введен в Зал хоккейной славы, хоккеист заявил о завершении спортивной карьеры, хотя не играет уже три года. И теперь в основном он славится скандалами в Екатеринбурге.
"Пока противник рисует карты – меняем рельеф!"
История с разгромом береговой линии за Царским мостом в прошлом году попала в топ градостроительных скандалов Екатеринбурга и привлекла внимание не только СМИ, но и правоохранительных органов. Как сообщало "Уралинформбюро", компания "Радиус Девелопмент" Дацюка задумала построить на берегу Исети гостиничный комплекс, а попутно пообещала благоустроить за свой счет береговую линию на участке между улицами Декабристов и Белинского.
Подрядчик так торопился нарастить берег Исети, что случайно "уронил" самосвал. Фото Виталия Селезнева
В итоге строители не только самочинно сузили русло Исети, но и уничтожили ценный археологический объект – остатки причала усадьбы Ошуркова и первые деревянные постройки усадьбы Нурова, датируемые 1837 годом. При этом было вырублено порядка 50 деревьев. Официально все это именуется "берегоукреплением" в соответствии с проектом УК "Уралводоканалпроект". Проверить, соответствует ли полученный результат проектной документации, невозможно: она не выносилась на общественное обсуждение.
Благодаря активистам сообщества "Сад Нурова" и градозащитным организациям Екатеринбурга, вовремя забившим тревогу, к расследованию инцидента подключились официальные органы: региональное Управление госохраны объектов культурного наследия (работы велись в зоне охраняемого природного ландшафта памятников истории "Мост через реку Исеть", "Усадьба Ошуркова", "Усадьба Давыдовых" и "Усадьба М.А. Нурова") и Уральское управление Росприроднадзора.
В отношении "Радиус Девелопмент" был составлен протокол за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия, кроме того, компанию обязали вернуть береговую линию в ее природные границы. Однако, как следует из письма заместителя начальника Управления Алены Кульпиной, предписание до сих пор не выполнено, более того – свердловское Минприроды приказом от 1 февраля 2024 года "узаконило" новые очертания Исети на данном участке. Теперь Управление намерено подать на "Радиус" в суд, чтобы хотя бы так принудить застройщика исполнить требования закона.
Работы за Царским мостом велись с "благословения" областного Минприроды
Именно Минприроды в августе 2022 года приняло решение предоставить "водный объект" в пользование "Радиусу" (документ имеется в распоряжении редакции). Решение, заверенное печатью и подписью замминистра Антона Сафронова – "шедевр" взаимоисключающих параграфов, а местами и недостоверной информации.
Так, в нем утверждается, что на планировочной территории нет зон с особыми условиями использования. На деле же их там много, включая охранные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны и зоны подтопления. Также документ разрешает проводить на участке работы, связанные с изменением дна и берегов. Однако в зонах охраняемого природного ландшафта памятников истории менять конфигурацию береговой линии строго запрещено.
Время от времени составители министерской "грамоты" откровенно путаются в показаниях. Например, в первой части в качестве целей использования водного объекта указаны, среди прочего, "дноуглубительные работы", а чуть ниже, в разделе "Обоснование вида, цели и срока предполагаемого водопользования" за подписью гендиректора "Радиус Девелопмент" Андрея Житных, утверждается, что такой вид работ на участке не предполагается.
Так выглядела Исеть за Царским мостом после "коректировки" береговой линии в сентябре 2023 года. Фото: telegram-канал "Наследие Екатеринбурга"
Самое интересное – список оснований для "переустройства" берега за Царским мостом. В частности, в решении упоминается постановление мэрии №2230 от 15 октября 2021 года. Но этот документ касается… конкурса на разработку концепции благоустройства совсем другой части исетского прибрежья – набережной между улицами Ткачей и Лыжников. Как могли в Минприроды не заметить эту вопиющую подтасовку?
Забегая вперед, отметим – не только не заметили, но и задним числом утвердили новые границы русла Исети, причем уже после того, как Управление госохраны ОКН предписало "Радиусу" вернуть реку в прежнее русло, а Росприродназдор уличил компанию в самозахвате территории.
Как следует из ответа Минприроды на запрос "Уралинформбюро", для установления границы Исети в данном случае применялся "картометрический" метод, который, как оказалось, "может отличаться от фактического местоположения границ водного объекта". Мелочь? Как бы ни так. Напомним: пользоваться акваторией реки "Радиусу" по-прежнему не разрешено. Но министерским приказом часть акватории объявлена берегом – а это уже совсем другое дело!
Активисты регионального отделения "Национального комитета общественного контроля", заподозрив фигурантов в "личной имущественной и/или иной заинтересованности", направили в Следственный комитет России заявление с просьбой привлечь руководство Минприроды и компании "Радиус Девелопмент" к уголовной ответственности.
Прощай, "Садовая история"...
Срок пользования прибрежной зоной Исети за Царским мостом, прописанный в разрешении Минприроды, истекает 31 июля 2024 года. Участок выглядит откровенно разгромленным. Берег на левом берегу отсыпан крупным щебнем, бетонные плиты для подъезда тяжелой техники до сих пор не убраны, прямо посреди каменного откоса "застряли" крупные сучья от снесенных деревьев – их даже не удосужились убрать. При этом русло стало немного шире, чем год назад – очевидно, за счет "урезания" правого берега.
Так выглядит левый берег Исети сегодня. На искусственном откосе отчетливо видны неубранные сучья от снесенных деревьев
Противоположный берег, где прошлым летом были обнаружены археологические артефакты, выглядит еще более неприглядно: он хаотично завален кусками скалы, из-за чего простая прогулка вдоль берега превращается в опасное для здоровья приключение.
Одним словом – ничего общего с "садовой" концепцией, разработанной по заказу компании архитектурным бюро ARCHINFORM. Собирается ли "Радиус" завершить работу или бросит на полдороге в таком ужасном виде? Планирует ли Минприроды пролонгировать разрешение, раз уж выдало его?
А вот так набережная должна была выглядеть, согласно концепции бюро ARCHINFORM. Визуализация: архитектурное бюро ARCHINFORM
"Пролонгация решения, выданного 15.08.2022 года не предусмотрена действующим законодательством", – заявили в министерстве. Более того, "Радиус Девелопмент" не обращался "с документами для оформления решения о предоставлении водного объекта в пользование".
Как сообщил "Уралинформбюро" председатель городского комитета по строительству Алексей Корюков, муниципальный контракт на благоустройство набережной за улицей Декабристов вообще не заключался, и мэрия не имеет полномочий спрашивать за его выполнение. Информацией о соглашениях по участку мэрия также не располагает, хотя сама же заключила его с "Радиус-Девелопмент" осенью 2022 года на полях строительного форума 100+ TechnoBuild.
… и променад "от ВИЗа до НИЗа"?
Провал благоустройства набережной за Царским мостом – случай вопиющий, но, к сожалению, вполне закономерный. Он наглядно демонстрирует, что бывает, когда у муниципальной стратегии (в данном случае концепции "От ВИЗа до НИЗа", нацеленной на создание вдоль берегов Исети единого благоустроенного пространства) отсутствуют внятные инструменты реализации, в том числе финансовые, проекты благоустройства не обсуждаются с горожанами, а их реализация не контролируется муниципальной властью.
Дефицит бюджетных средств на такие проекты виден невооруженным глазом, достаточно изучить муниципальную программу "Формирование современной городской среды в муниципальном образовании "город Екатеринбург" на 2018-2027 годы".
Участок набережной Исети, благоустроенный за счет средств инвестора
В нее заложено 36 мероприятий суммарной стоимостью 4,7 миллиарда рублей, свыше половины этой суммы (почти 3 миллиарда) – деньги областного бюджета. А вот на благоустройство набережных в программе наскреблось всего 533,8 миллиона рублей. К настоящему моменту в состоянии готовности лишь три участка набережной: между улицами Малышева и Куйбышева (благоустроен за бюджетный счет), у жилкомплексов "Клевер Парк" и "Ривер Парк" (сделаны за счет инвесторов).
Остальные проекты, заложенные в программу (набережные от улицы Куйбышева до ЦПКиО, от улицы Челюскинцев до пешеходного моста через Ольховку, от улицы Папанина до улицы Челюскинцев) либо в стадии реализации, либо за них еще вообще не брались.
Так, участок от Челюскинцев до моста через Ольховку отторгован пока только в части проектно-изыскательских работ. С участком между Челюскинцев и Папанина дело обстоит еще запутанней: его благоустройство решила взять на себя компания "Брусника" – а когда она действовала без скандала?
Кто виноват в этой пробуксовке? Нехватка финансов, плохое качество проектов, неопытные подрядчики? Или задача куда сложнее, чем просто "положить плитку, посадить деревья и установить скамеечки" – в том числе из-за экологического состояния главной реки Екатеринбурга?
Один из вариантов оформления набережной у стадиона "Динамо" от бюро "Открытый консорциум". Визуализация: бюро "Открытый консорциум"
"Проекты у нас очень даже хорошие, – заверила "Уралинформбюро" завкафедрой городского строительства УрФУ Лариса Банникова. – Проблема в деньгах и подходах. Если делать за бюджетные деньги, то их всегда экономят. Поэтому и возникают большие расхождения с изначальным проектом – где-то в материалах, а где-то и более серьезно, в решениях. Но на все набережные бюджета даже в этих условиях не хватает. А вот проекты за частные деньги получаются хорошо. Но убедить инвесторов в том, что нужно благоустраивать территорию общего пользования, очень непросто. Кроме того, объекты благоустройства потом надо будет еще и содержать, и в большинстве случаев их содержит город за счет своего бюджета. Нужен единый оператор, дирекция, которая будет в ответе за весь жизненный цикл.
"Ответ лежит на поверхности: нехватка финансирования, – считает руководитель R1 Lab (архитектурное подразделение бюро R1) Евгений Волков. – С проектами в Екатеринбурге проблем нет, их делается много, иногда по нескольку проектов на одни и те же участки набережной, и с каждым разом качество все лучше и лучше. Но у нас они медленно реализуются и не совсем так, как задумано. Мало средств выделяется на благоустройство, из-за этого Екатеринбург отстает по темпам работ от городов, с которыми нас имеет смысл сравнивать, такими как Казань, Пермь и Нижний Новгород. Видимо, властям города и региона стоит активнее искать пути вписываться в федеральные программы, такие как "Формирование комфортной городской среды".
Евгений СУСОРОВ