"Фармация" нелепа в сравнении
Екатеринбурга и Нижнего Новгорода.
Недавно "Уралинформбюро" рассказывало, как группа свердловских чиновников по предварительному уговору пролоббировала идею создания в этом году АО "Фармация". Министр здравоохранения, конечно, может заявить, что это он придумал, но аппаратный вес Андрея Карлова не столь велик, чтобы сломить сопротивление проекту Минфина и Мингосимущества. Это масштаб вездесущего вице-губернатора, в прошлом психиатра Олега Чемезова.
Ему и директору ГАУ СО "Фармация", бывшему тюменскому рекламщику Андрею Герстнеру очень не нравится, что мы о них пишем. Ровно сегодня в арбитраже начинается рассмотрение иска ныне действующей "Фармации" к "Уралинформбюро", в котором истец, в частности, требует, чтобы мы опровергли факт того, что Чемезов учился на медика и руководил югорским ТФОМС. Смешно, но факт.
Вице-губернатор Олег Чемезов
А накануне мы смогли убедиться в фармацевтических познаниях Герстнера. На выставке "Здравоохранение Урала" он докладывал о результатах совместных закупок медицинских учреждений области "на базе ГАУ СО". Не будем иронизировать про «базу», просто приведем цифры. При объеме закупок в 2023 году на 8 миллиардов рублей по итогам торгов была достигнута экономия в 160 миллионов рублей – 2%. Это лишний раз подтверждает мнение одного из руководителей регионального Минздрава о том, что экономия бюджетных средств не является задачей министерства.
Из выступления Герстнера трудно было уловить цель создания еще одной свердловской "Фармации". Декларируемые "непрерывность обеспечения здравоохранения при перебоях в финансировании" и "исключение избытка или недостатка лекарств и медицинских изделий" вызвали усмешку присутствовавших. Докладчик отметил, что примером будет являться Нижегородская областная фармация и поспешил покинуть трибуну.
Андрей Герстнер
А следом был блестящий доклад Павла Ястребова – генерального директора ГП "Нижегородская областная фармация" (НОФ). После этого можно было смело увольнять Герстнера и часть руководства Минздрава. Потому что мы живем в "каменном веке".
Дело не в том, что выручка нижегородского госпредприятия в прошлом году составила 26 миллиардов рублей – почти в 20 раз больше нашей "Фармации", и не в том, что у нее сеть из 250 аптек, а не сотня аптечных киосков и аптек Герстнера. А в том, что, по убеждению Ястребова, "аптека это все-таки не продажа бананов". Он так и сказал!
Павел Ястребов
Нижегородцы глубоко интегрированы в лечебный процесс. Цифровизация помогает, в частности, сравнить с каким эффектом один и тот же препарат используется разными больницами. Региональный электронный рецепт позволяет доставлять лекарства непосредственно до отделений (!) стационаров. К примеру, старшая медсестра будет в курсе, что через 15 минут приедет автомобиль, в котором все необходимое для пациентов хирургии.
В Нижегородской области обслуживаются 197 тысяч льготников, и при этом у госпредприятия нет ни просроченных лекарств, ни дефицита в них. А губернатор на мониторе своего компьютера может увидеть текущую ситуацию с обслуживанием в любой госаптеке. Более того, "Нижегородская областная фармация" абсолютно прозрачна - для поставщиков, налоговиков, населения. Для сравнения – свердловская "Фармация" закрыла свою финансово-хозяйственную отчетность вплоть до 2025 года!
В контрактной службе НОФ при обороте в 26 миллиардов рублей всего 18 сотрудников, а в лечебных учреждениях области ни одного. Складской комплекс, где видна каждая пара медицинских перчаток, составляет 17 тысяч "квадратов". Постоянный остаток там на 3 миллиарда рублей.
"Мы – логистический оператор, чей учредитель – областное министерство имущественных отношений, - подчеркивает Павел Ястребов. - Мы не подчиняемся Минздраву, поэтому он не выкручивает нам руки. Зато может подержать наш счет на 1 миллиард рублей на экспертизе пару месяцев. Им хорошо иметь такого единственного поставщика (рассрочка оплаты - прим.ред), чиновников это расслабляет. Садимся с ними и решаем все вопросы».
А знаете, почему в Свердловской области не смогут повторить успех нижегородцев? Ястребов очень просто ответил на этот вопрос – надо было своевременно использовать ресурсы и активы, доставшиеся из СССР. "Нижегородская областная фармация" их не разбазарила и последние 20 лет последовательно развивалась, а свердловская… Словом, нынешние фармацевтические фантазии наших чиновников – мертвому припарка.
Вадим ДЫНИН