Курганская беда СУЭНКО
Расследование "Уралинформбюро".
Незадолго до завершения 2023 года была задержана мэр Кургана Елена Ситникова. Главное следственное управление СКР возбудило уголовное дело по факту ненадлежащего исполнения чиновницей своих обязанностей до того, как по затобольной части Кургана 7 мая пролетел смерч пожара. После Нового года она ушла в отставку по собственному желанию, и жители города ждут справедливого суда.
До последнего времени мало кто из них знал, что среди обвиняемых в пожаре полгода значились три сотрудника компании СУЭНКО – энергомонополиста Зауралья. Недавняя статья в "Коммерсанте" об этом чуть сдернула покров тайны и стала неприятным сюрпризом для олигархов Алексея Боброва и Артема Бикова. Но почему газета утверждает, что "энергетиков оправдали в пожарном порядке"?
Елена Ситникова (в центре). Фото: kurganobl.ru
Апрель-май в Кургане не бывает спокойным. Город стоит на Тоболе, уровень воды в реке во многом зависит от того, как ее сбрасывают с водохранилищ Казахстана. Это сейчас период засушливых лет. А в 1994-м казахи сбросили излишек паводка вниз по течению. Тогда на майские уровень Тобола был 10 метров, часть города ушла под воду. Спасатели ездили на лодках и БТР.
Были наводнения поменьше, были и пожары. 14 мая 2004 года неподалеку от Кургана меньше чем за час сгорел поселок Чашинский: 360 домов, 12 погибших. А в 2019 году только авиация МЧС сумела отстоять поселок Смолино в затобольной части города.
Фото: Николай Павлов
Вот и прошлогодний апрель по всем приметам сулил беду Зауралью. Еще до майских загорелась пригородная деревня Логоушка, пришлось отбиваться от пожара и на заводе "Курганстальмост". Стояла сушь, столбик термометра уверенно лез вверх.
В праздники курганцы ринулись в сады и огороды на посевную. Им сразу пригрозили административными штрафами за разжигание костров и шашлыки на природе. По садовым товариществам и поселкам ходили сотрудники МЧС с инспекцией. Люди обращали их внимание на то, что противопожарных мер не принимается – опашки нет, энергетики и дорожники свалили в кучи вырубленный кустарник и не вывозят. Служивые разводили руками в ответ.
Как установило следствие, в обед 7 мая в микрорайоне Тополя из-за схлеста неизолированных фазного и нулевого проводов ЛЭП 0,4 кВ произошло короткое замыкание, искры упали на сухую траву и кустарник, шквалистый ветер стал разгонять огонь по округе. В тот момент никому в голову не могло прийти, что за 12 часов случится ад кромешный.
"В тот день мой брат с утра уехал на смену, он на "Курганмашзаводе" работает. Жена его поехала к матери в деревню. Второй брат с отцом в огороде занимались, а муж отправился на наш участок в СНТ "Нива". Я с мамой была, ей 70 лет, практически не вставала после инсульта. Это она наш дом получила в Смолино, мы в нем 36 лет прожили. К счастью, документы лежали в машине у брата, он ездил по газу решать вопрос, а так бы все сгорело подчистую", – 51-летняя Ирина, глотая слезы, вспоминает последний день Смолино 7 мая.
Микрорайон Тополя – это дальний край Кургана, практически село Кетово, где расположена база Кетовских районных электрических сетей. Начальник этого подразделения СУЭНКО Суровяткин был арестован 13 мая вместе с главным инженером Баранниковым и мастером Кононенко. Курганские следователи обвинили их в том, что они не предпринимали усилий для безопасной эксплуатации линии электропередачи в Тополях: не проводили обходы, не контролировали провес проводов.
Конкретно в точке возникновения пожара (пересечение улиц Конечная и Солнечная) стоит понижающая трансформаторная подстанция. По Конечной идет ЛЭП на 10 кВ, а по Солнечной отходит ЛЭП 0,4 кВ – два неизолированных провода на деревянных столбах.
Граждане Австрии Бобров и Биков держат в небогатом Зауралье самый высокий энерготариф в Уральском федеральном округе. Даже Путин ему "немного удивлялся". Олигархам за счет собираемых средств надо поскорее окупить свои расходы на возведение Курганской ТЭЦ-2, которую сдали в эксплуатацию в 2014 году, а модернизация сетей – "когда рак на горе свистнет".
Артём Биков (в центре). Фото: kurganobl.ru
Преподаватели автошколы "Форсаж" Ольга Ярцева и Андрей Медведев, чей дом стоит на улице Конечной, увидев возгорание около ЛЭП, сообщили об этом в МЧС и бросились тушить огонь. Часы показывали 14.35. Примчавшийся пожарный расчет застал лишь хвост огненного петуха – сгорела часть построек на улице Весенняя, дома они смогли отстоять. Ветер погнал пожар на город через заболоченные пустыри. Местные сообщества в соцсетях стали наполняться фотографиями клубов дыма и сообщениями, что в садовых товариществах началась паническая эвакуация.
"Около 16 у нас с неба начал падать крупный пепел, его несло ветром со стороны Тополей. Муж позвонил и сказал, что все пути в Смолино закрыты, он приехать за нами не может – огонь перешел через шоссе Тюнина и движется к нам. Пока еще было электричество, брат с отцом наливали емкости водой, а я звонила на "112" и просила помочь в эвакуации мамы. Там отвечали, что бригад спасателей нет. Позже мне рассказали, что по главной улице Розы Люксембург проехали рейсовые автобусы, куда звали садиться и уезжать. А у нас дом в тупике переулка, к нам никто не поехал, – Ирина в деталях воспроизводит час борьбы за жизнью своей семьи. – Огонь зашел с берега реки, по валежнику. Вода для тушения быстро кончилась, насосы остановились. Когда мы усадили маму на кресло-каталку, накинули на нее мокрую простыню, уже горела терраса. Брат ломал проемы, чтобы можно было выехать наружу. Мы едва ушли от дома, как там взорвался газовый баллон. В чем были с тем и остались. Мама тогда простыла, да и шок – через три недели она умерла".
Фото: паблик "Подслушано Курган" во "ВКонтакте"
В Смолино 7 мая сгорело более 200 домов, практически весь поселок. Некоторые срубы были еще из XVIII века. По данным следствия, в огне погибло не менее 7 человек. В основном это – пенсионеры, которые задохнулись и не смогли покинуть свои дома.
Тушить пожар в поселке не пытались – пожарные расчеты стояли на въезде. Из-за штормового ветра поднять в воздух авиагруппу МЧС было невозможно. Как утверждали местные руководители, при верховом пожаре остановить огненный вал было нечем.
Фото: kikonline.ru
Через несколько дней на совещании в правительстве Курганской области зашла речь о виновности СУЭНКО в невиданном бедствии. Компания тут же бросилась "тушить пожар" в СМИ. Пресса ни тогда, ни после так и не узнала об аресте энергетиков.
Курганские следователи слишком усердно начали расследовать уголовное дело. С учетом того, что в пожаре на территории садовых товариществ также погибли люди, ситуация для Боброва и Бикова принимала слишком неприятный оборот. Иной подход, когда с ней будут разбираться в Москве – там не слышен плач пострадавших, оттуда не видны сгоревшие дома. В конце июня уголовное дело было передано из Кургана в Главное следственное управление СК России.
Продолжение следует
Вадим ДЫНИН