Крик власти замещает деньги

В Свердловской области.

Работники Уральской базы Авиалесоохраны продолжают сидеть без денег – на данный момент им выплачены зарплаты лишь за май и июнь. Профсоюзный комитет организовал встречу отчаявшихся сотрудников базы с администрацией учреждения, пригласив на нее представителей власти. Корреспондент "Уралинформбюро" побывал на этом мероприятии.

"Обещания слушаем десятки лет"

На встречу приехали около тридцати десантников и парашютистов из разных уголков Свердловской области, исполняющий обязанности директора Уральской авиабазы Илья Секерин, представители бухгалтерии. От лица властей выступил министр природных ресурсов и экологии Денис Мамонтов. Также правительство должен был представлять директор департамента лесного хозяйства Андрей Курьяков, но, по удивительному совпадению, в день встречи стало известно о его увольнении. Представители Авиалесоохраны восприняли это как плохую новость.

"Мы его ждали, хотели поблагодарить за совместную работу, – поделился представитель первичной профсоюзной организации авиабазы Дмитрий Ревус. – Он руководил тушением возгораний и многое сделал на своем месте. Неоднократно за свои деньги покупал продукты и питьевую воду для ребят на пожарах. Наши сотрудники относятся к нему с уважением. Но такие чиновники губернатору, видимо, не нужны".


Дмитрий Ревус

Встреча, в итоге, началась с задержкой почти на час – все ждали опаздывающего Мамонтова. Настроение у десантников было сдержанно-позитивное – многого от чиновника они не ждали, но и надежд не теряли.

"Рассчитываю, что наши вопросы будут решены. Обещания мы слушаем уже десятки лет", – рассказал инструктор парашютно-десантной пожарной группы Евгений Пиль.

Коллектив подготовил список проблем, которые тревожат людей. В нем не только уровень зарплат, но и совсем уж базовые потребности – купить колеса для рабочего УАЗа, обеспечить сотрудников палатками и спальниками, выдавать тушенку перед вылетом и тому подобное. Но ничего из этого с министром обсудить не удалось.


Парашютисты и десантники нуждаются даже в базовых вещах

Подачка от правительства

Мамонтов попытался начать встречу позитивно – пожал руку каждому из присутствующих. После этого сообщил, что скоро сотрудники Авиабазы получат солидные суммы, но это будут не задержанные зарплаты.

"В сентябре вы получите премии: те, кто участвовал в тушении лесных пожаров – по 75 тысяч рублей; диспетчеры, бухгалтеры и другие участники технических работ – по 30 тысяч. Это деньги мы буквально выскребли, пришлось провести шесть совещаний с министерством финансов. На выплаты выделены 86 миллионов рублей", – заявил Мамонтов.

На этом хорошие новости закончились. Министр подтвердил информацию, что до декабря заработанных денег сотрудники авиабазы не увидят. Стоит напомнить, зарплата сотрудников авиабазы состоит из двух частей – оклада, который не достигает даже регионального МРОТ, и оплаты за работу на пожарах – основной части заработка.

Деньги на вторую часть выделяют из федерального бюджета авансом, но в небольших объемах. При превышении суммы компенсацию нужно согласовывать отдельно, и на это уходит много времени – как правило, до конца декабря. Сотрудники до этого момента сидят лишь с мизерными окладами и погрязают в кредитах.


На фото слева: и. о. директора Уральской авиабазы Илья Секерин и главный бухгалтер Елена Московкина

"В среднем задолженность по зарплате за июль – 70 тысяч на человека. Всего у нас порядка 700 сотрудников. Общая сумма долга за июль – 18,9 миллиона рублей. Зарплаты за август еще считаем, но там будут примерно такие же цифры", – рассказала главный бухгалтер Уральской базы Авиалесоохраны Елена Московкина.

Конечно, на ситуацию повлияло чрезвычайное количество пожаров в регионе в 2023 году. Работы было много, поэтому авансовые деньги закончились еще весной. Но сотрудники Авиалесоохраны посетовали, что их коллеги из других регионов с подобными проблемами не сталкиваются – им выделяют большие суммы авансом, которых хватает на зарплаты.

"Я еще в апреле написал письмо, попросил дополнительное авансирование. Нам не дали. За июнь деньги выплачены из областного бюджета, за июль-сентябрь деньги будут выплачены в декабре. Не я придумал правила, что деньги выплачиваются 26 декабря. Компенсировать этот механизм призвана премия в 75 тысяч рублей. Попробую поискать дополнительные способы повлиять на ситуацию", – без особого энтузиазма пообещал Мамонтов.

Также он заявил, что средства на зарплаты за июнь, которые были взяты из региональных резервов, федеральные власти компенсировать не будут: "Нет такого механизма. Люди либо ждут до декабря, либо субъекты выплачивают из своих средств".


Парашютист Владимир Усатов рассказывает о проблемах представителю Федерации профсоюзов СО и депутату ЗакСО Вячеславу Малых

"Зарабатывайте сами"

Далее диалог все больше уходил от конструктива. Главная мысль, которую Мамонтов пытался донести – люди неправильно оценивают свой уровень жизни. "Стакан наполовину полон или наполовину пуст?" – периодически повторял он.

К примеру, министр предлагал смотреть на уровень зарплат, а не на то, что их не выплачивают. По оценке Мамонтова, который без году неделя министром, десантники и парашютисты стали получать больше за последние годы, к тому же недавно было принято решение об индексации их зарплат не на запланированные 5,5%, а сразу на 10,9%. Аргументы сотрудников, что все это касается лишь мизерного оклада, а основную часть зарплаты все равно не платят, чиновник не принимал.

"Вы среднюю зарплату считайте, ту, что указана в квиточках, которые вы получаете на руки. Сравните квиточки из 2018 года и 2023-го. Ваша зарплата стала выше!" – перешел на крик чиновник.


Денис Мамонтов: "Стакан наполовину полон или наполовину пуст?"

Порой аргументация Мамонтова доходила до абсурда. К примеру, он сравнивал доходы пожарных со своими: "Когда я переехал работать из Тюменской области в Свердловскую, лишился северной надбавки. То есть моя зарплата стала ниже, и я это принял. Ваша же стала выше за последние годы…".

Также министр буквально запрещал пожарным искать защиты на стороне – мол, вы так только мешаете нам работать. "Если вы пишете в прокуратуру – это добавляет нам работы, – сетовал Мамонтов. – Мы каждую неделю вынуждены строчить отчеты, почему не перечислили деньги. Во-первых, кому от этого легче будет? Во-вторых, мы так растеряем все руководство. Деньги вы все равно получите, а кому-то из руководства административка прилетит, а может быть, и уголовка. В итоге сами будете руководить авиабазой… Или мне придется".

Совсем неожиданной претензией Мамонтова к Уральской авиабазе стало то, что предприятие… не пытается самостоятельно зарабатывать деньги. Пожарным и десантникам, которые месяцами не вылезают из глухой тайги и пропахли гарью от пожаров, министр рассказывал, что нужно самим зарабатывать на зарплаты коммерческой деятельностью, продавая лес!


Работники Авиалесоохраны пытались дискутировать с министром

Не убедило его даже то, что вести эту деятельность запретил арбитражный суд.

"У вас отсрочка до следующего лета. В этом году финансовая деятельность разрешена. В следующем – будет разрешена до июля. Значит, у руководства авиабазы стоит замечательная задача – за эти полгода получить все платные услуги, которые предусмотрены на год. Вперед и с песней", – заявил Мамонтов.

Кроме как бредом эту ситуацию назвать нельзя. Задача сотрудников Авиалесоохраны – спасать государственный лес и не допускать перехода огня в населенные пункты. Обязанность чиновников – обеспечивать их материальное снабжение и платить за героические усилия. Авиабаза не духовой оркестр, который кроме концерта может пойти сыграть на похоронах за дополнительный гонорар.

Действительно, много лет "под крылом" авиабазы развивалась мутная схема по продаже леса коммерсантам, на которой более всего зарабатывали люди при должностях. Этот криминальный канал пытаются прикрыть, но это означает лишь, что руководство Свердловской области обязано сейчас разрабатывать справедливый механизм финансирования работы сотрудников авиабазы. "Утром деньги – вечером стулья" – эту формулу министр-тюменец Мамонтов должен зарубить на своем носу, иначе он сам наперегонки с Куйвашевым полетит тушить лес – пожарный караул устал.

Олег ЕСАУЛКОВ