Свердловский госархив угодил в скандал

Утечка данных и гнев исследователей.

В Свердловской области нарастает резонанс вокруг работы Государственного архива (ГАСО). Сначала была выявлена утечка информации из фондов учреждения – речь может идти о терабайтах данных. Это ЧП вскрыло еще более масштабную проблему – когда информация о сливе была предана огласке, на ГАСО обрушилась волна гнева российского сообщества исследователей-генеалогов. Сейчас они готовят письмо на имя губернатора Евгения Куйвашева с требованием принять меры.

С чего все началось?

В конце марта на сайте Государственного архива Свердловской области появилось грозное сообщение – выявлено "неправомерное использование копий архивных документов ГАСО". Украденные файлы всплыли в соцсети "ВКонтакте". В архиве по этому поводу проводилась внутренняя проверка, ее материалы учреждение намеревалось передать в правоохранительные органы.

"Государственный архив Свердловской области призывает лиц, разместивших данные материалы, в целях минимизации негативных последствий добровольно их удалить и пресечь дальнейшее неправомерное использование", – гласит вежливая просьба в конце.

Поводом для реакции руководства архива стало появление в сети отсканированных метрических книг. Их разместила в одном из сообществ генеалог из Краснодарского края по имени Виктория, причем перед публикацией она, по ее словам, получила на это разрешение в ГАСО. Сами же метрички перед этим женщина совершенно свободно скачала на одном из профильных форумов, где, как говорят старожилы, сканы появились лишь через несколько лет после слива – видимо, после того, как на черном рынке окончательно иссяк на них спрос.

Сломать заговор молчания

По слухам, 2 терабайта данных с отсканированными копиями метрических книг (именно столько есть сейчас в открытом доступе) из архива беспрепятственно унес один из бывших сотрудников ГАСО. А наказать за это хотят исследовательницу, выложившую документы в сеть бесплатно. Кстати, что удивительно, первыми на Викторию вышли не сотрудники архива, а уральские генеалоги, сильно просившие ее удалить данные (переписку женщина сохранила).


Первыми на публикацию среагировали местные исследователи, а не архив

"Есть информация о том, что слив произошел уже довольно давно, есть обстоятельства, как именно он произошел, – рассказал "Уралинформбюро" генеалог, руководитель движения "Архивный дозор" Виталий Семенов, – после того, как он произошел, информацией пользовался ограниченный круг лиц, мы сейчас не можем выяснить, кто именно это был. Эти люди, видимо, в том числе проводили платно генеалогические исследования. А наказать теперь хотят человека, который не имел к этой ситуации никакого отношения. Вокруг вас [обращение к ГАСО] – мафиозное поле торговли информацией, вы наехали не на тех!"

Семенов считает, что вина за утечку данных, которые являются собственностью архива, лежит на самих его сотрудниках – а кто еще не обеспечил должный уровень безопасности? В случае, если в отношении Виктории с подачи архива будет возбуждено дело, исследователь намерен требовать его переквалификации:

Пусть проверяют всех: и руководство ГАСО, при котором произошел слив, и тех, кто скачивал документы и извлекал прибыль.

Следуй за "белым кротом"

Сообщества исследователей, занимающихся поиском корней и восстановлением родословных, буквально взорвались сообщениями об инциденте в свердловском архиве. Ситуацию уже назвали ни больше ни меньше "одним из самых громких за всю историю российской архивистики скандалов".

Оказалось, что у генеалогов давно есть вопросы к ГАСО – архив в одном из самых развитых городов России считается едва ли не аутсайдером среди ему подобных учреждений.

"У меня и моих коллег в производстве в год находится до 30 родословных дел, которые я успешно закрываю. При этом две ветки моей собственной семьи у меня до сих пор не восстановлены, потому что это документы, которые хранятся в свердловском архиве. Это один из самых "сложных" архивов для меня, информационно они отстают лет на десять", – поделилась генеалог из Санкт-Петербурга Алена Розальева.

Например, руководство ГАСО уже несколько лет обещает наладить систему удаленного доступа к данным, запустить автоматизированную информационную систему (АИС), но по каким-то причинам сделать это не удается. Хотя уже даже в архиве Нижнего Тагила АИС давно и успешно функционирует. АИС – это, конечно, не оцифровки дел, но огромная помощь в работе исследователя. Без таких систем уже почти нигде не работают, подчеркивают генеалоги.

"На протяжении более чем четырех лет мы пытаемся изменить ситуацию в архиве Свердловской области, но ничего не меняется. Люди при наличии в фондах большого количества отсканированных документов практически не могут записаться в читальный зал, не могут туда попасть", – утверждает Виталий Семенов.

О проблемах с доступом к информации в ГАСО есть десятки, если не сотни комментариев на сервисе "Яндекс. Карты". Вот только один из них, его оставила Валентина Сумцова: "Я занимаюсь составлением родословной своей семьи и сталкиваюсь с большими трудностями: 1. ОЧЕНЬ маленький читальный зал!!! Чтобы попасть в него надо прийти в 7 часов утра! Иначе придется ждать час, два и более, пока кто-нибудь закончит работу и освободит место… 2. Долго ждать заказанные документы (2 недели и дольше) и нельзя сделать платный срочный заказ. Это все из-за маленького размера читального зала. 3. Невозможно войти в электронную версию архива. 4. Очень много документов в ветхом состоянии, и они не оцифрованы! Я пользовалась услугами архива Кирова ГАКО. Там совершенно другие условия".

Маленький читальный зал, запись за месяц вперед, отсутствие электронного реестра дел – чтобы найти нужное, приходится просмотреть десятки неаккуратно отсканированных и не систематизированных описей. Только на поиск шифра той или иной метрической книги может уйти огромное количество времени. Затем необходимо пробиться в архив и получить дело на руки.

Могут пройти месяцы, прежде чем исследователь познакомится с делами, тогда как во многих архивах для исследований удалённо доступны даже метрические книги, ревизские сказки, исповедные ведомости. Не везде бесплатно, но цены очень разумные. И в России практически не осталось архивов, которые не создали систему поиска по описям. Их можно перечислить по пальцам одной руки. Среди них ГАСО", – продолжает Алена Розальева.

Пользователи справедливо отмечают, что за счет перечисленных проблем создается ажиотажный спрос, который подталкивает человека посетить архив лично, однако ГАСО не может этот спрос удовлетворить, что на руку людям, которых можно условно назвать околоархивными спекулянтами, в профессиональной среде их называют "белыми кротами".

Справедливости ради, положительные комментарии о работе архива на "Яндексе" тоже есть, но в основном они касаются хранящейся там информации и вежливости сотрудников.

Вернуть архив людям

"Ситуация в ГАСО неадекватна двумя моментами: а) она неадекватна уровнем доступа и сложностью технического доступа к уже отсканированным документам для такого большого города, как Екатеринбург. И б) она неадекватна абсолютно нулевым, сонным и безразличным отношением к этим проблемам местных исследователей", – обращает внимание Виталий Семенов.

Снять все вопросы и уронить порядок цен на исследования могли бы дополнительные легальные точки доступа к данным ГАСО, как это уже сделано, например, в Санкт-Петербурге, Ярославле, Вологде, Иркутске, где доступ к описям документов можно получить, например, в библиотеках или небольших муниципальных архивах.

"Необходимо здесь и сейчас сделать так, чтобы в Свердловской области возникло как минимум двадцать легальных точек доступа – в библиотеках, университетах, Ельцин Центре – к уже существующей оцифрованной информации в архиве Свердловской области. Это снимет вопрос толпы в читальном зале, это снимет проблему с тем, что туда невозможно записаться, что архив не функционирует в полном объеме, потому что там просто коллапс, связанный с огромной очередью и трудностями доступа", – убежден Виталий Семенов.

Активист намерен обратиться с письмом о проблемах свердловского архива к руководству региона, а также в прокуратуру.

"Чего будет сейчас добиваться "Архивный дозор" в своих письмах на губернатора? Необходимо в том числе, чтобы учитывалась текущая ситуация, потому что слив произошел, документы скачали огромное количество раз. И сейчас архивная служба закладывает финансирование создания удаленного доступа в том числе и к этим документам, а эти документы уже гуляют по сети, то есть они фактически закладывают нерациональное использование государственных средств, потому что этот "фарш" не завернуть обратно, невозможно сделать так, чтобы эти данные не распространялись дальше", – заявил он.

По мнению Виталия Семенова ситуация с утечкой поможет наконец обратить внимание вышестоящего руководства на происходящее в архиве опорного края.

"Уралинформбюро" во время подготовки материала не удалось застать на рабочем месте директора ГАСО Анастасию Константинову, не перезвонила она и на оставленный журналистом номер телефона. А 2 мая выяснилось, что руководитель ушла в отпуск. Агентство направит в учреждение запрос с просьбой прокомментировать ситуацию.

Совпадение это или нет, но после скандала и внимания прессы в начале текущей рабочей недели на сайте ГАСО внезапно появилась новая форма записи и свободные слоты на работу в читальном зале.

Елена МЕЗЕНОВА