Свинья для добросовестных водителей

Чем грозит помесячный ОСАГО?

Минимальный срок полиса ОСАГО в России могут снизить до одного месяца. Эту законотворческую новеллу ЛДПР автоэксперты встретили критически.

Экономии не будет

Депутаты утверждают, что россиянам иногда необходим полис ОСАГО на короткий срок – например, для перегона машины в другой город перед продажей, сезонной работы и так далее. Но, как объяснили "Уралинформбюро" в Российском союзе автостраховщиков, выход из такой ситуации есть и сейчас.

"В настоящее время законом об ОСАГО уже предусмотрена возможность при заключении договора указать, что транспортное средство будет использоваться не весь год целиком, а только в течение определенных коротких периодов (не менее трех месяцев). Такой полис стоит дешевле и де-факто является аналогом краткосрочного ОСАГО", – рассказали в РСА.

В пояснительной записке к законопроекту ЛДПР такой способ оформления ОСАГО упоминается, как и возможность транзитной страховки на 20 дней: согласно статье 9 Закона об ОСАГО по такому договору применяются различные коэффициенты страховых тарифов. Так, при периоде использования транспортного средства 3 месяца коэффициент составляет 0,5.

Руководитель общественного центра "Автомобилист" Максим Едрышов призывает депутатов к логике – даже если такой законопроект будет принят, страховые компании все равно сделают минимальные тарифы не слишком привлекательными. "Депутаты надеются, что ОСАГО на месяц будет стоит в 12 раз дешевле чем на год? Это не так, страховые компании будут применять различные коэффициенты и это ничего не изменит", - уверен он.

К тому же, гибкость на рынке ОСАГО может привести к мошенничеству. Экономическое положение в стране сейчас не самое лучшее, поэтому определенная категория водителей будет искать способы еще больше "сэкономить".

"Мы получим ситуацию, когда человек сможет купить старенький автомобиль, сделать ОСАГО на месяц, а потом подделать его еще 50 раз, – считает вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр. – Мы "подложим свинью" добросовестным водителям, для которых из-за этих рисков подорожает страховка, и дадим очередной повод поныть страховым компаниям".

Что делать с беженцами?

Сейчас в Россию едет множество беженцев с востока Украины, многие на личном транспорте. Въезжают они, разумеется, без полиса, да и средств оформить его зачастую у них нет.

"Мы делали предложение бесплатно выдавать беженцам полисы сроком, например, до месяца, – рассказал Ян Хайцеэр. – Опять же, ранее депутаты предлагали не требовать с беженцев полисы. Но если такой человек попадет в ДТП, государство не сможет ему помочь. Без полиса он в страну в принципе не должен въезжать – это защита от неприятностей, особенно когда у человека нет денег!"

Еще один вариант, который сейчас прорабатывают в Национальном автомобильном союзе – возможность приостановки регистрации машины, при которой действие полиса также замораживается. Подобная практика есть в некоторых небогатых европейских странах, она позволяет водителям не оплачивать страховку, если они какое-то время не пользуются автомобилем.

И как не вспомнить о принципиальном отказе части водителей в России от покупки ОСАГО из-за стоимости полиса и смехотворных штрафов за его отсутствие. Они исходят из своей мнимой нулевой аварийности.

"Штраф за отсутствие полиса составляет 800 рублей, по скидке – и вовсе 400 рублей, а средняя стоимость полиса ОСАГО по стране – в районе 8 тысяч рублей, – подчеркивает Максим Едрышов. – Камеры у нас такие нарушения не фиксируют, поэтому нужно примерно 10 раз попасться сотруднику ДПС, чтобы покупка полиса окупилась. Но, разумеется, так рассуждать нельзя – в случае ДТП страховая компания платит за водителя достаточно крупные суммы".

Идеальный выход из ситуации – изменить систему наказания. Повышение штрафов – метод действенный, но эксперты полагают, что Госдума на такое не пойдет.

"Если не повышать штраф, то нужно создавать условия, чтобы с помощью камер можно было бы фиксировать это нарушение. Тогда неотвратимость наказания повысится, люди будут активнее покупать полисы. Не думаю, что найдется вменяемый человек, который, зная, что каждый проезд под камерой без полиса будет означать штраф, все равно не будет покупать ОСАГО", – считает Ян Хайцеэр.

Решается это простой настройкой камер видеофиксации, которыми увешаны все крупные города и трассы. Ведь информация о наличии полиса ОСАГО находится в открытом доступе – нужен лишь номер автомобиля. А именно на номера и реагируют камеры.

Олег ЕСАУЛКОВ