Музей завода Екатеринбурга
От выставки станков – к интерактивному шоу?
В Екатеринбурге насчитывается 65 музеев и художественных галерей. Но чего-то (этакого) все равно не хватает!
Появилась концепция историко-культурного комплекса на месте Уктусского завода, построенного в 1704 году (еще до появления Екатеринбурга на карте) для производства пушек, ядер и якорей для молодого русского флота. Ее презентовал на недавнем заседании Совета неравнодушных граждан архитектор Владимир Грачев.
По задумке автора, это должен быть синтез исторического квартала и индустриального музея под открытым небом. Судя по эскизам, в зоне исторической реконструкции "Горнозаводская цивилизация" разместятся "реплики" четырех фабрик начала XVIII века (доменная, молотовая, якорная и золотопромывальная), заводской плотины, шахты и здания конторы.
Владимир Грачев презентует концепцию завода-музея на Уктусе
Но "заведёт" ли этот проект посетителей — большой вопрос. Уктусский завод (в отличие от Верх-Исетского) не оставил яркого следа в истории города: даже по меркам петровского времени он оказался слишком маломощным, неоднократно горел, а затем и вовсе закрылся, не сдюжив конкуренции с железоделательным заводом на Исети. До наших дней сохранилась лишь часть заводской плотины недалеко от переулка Дунитового.
Выставкой старинных станков сегодня мало кого удивишь. Чтобы привлечь в такой музей, нужно сочетание экспозиции, научного центра и образовательного шоу. В Европе это уже поняли. Швейцарский музей Technorama знаменит огромным парком "экспериментальных станций" для демонстрации необычных физических явлений, а флорентийский музей научных инструментов ("музей Галилея") славится богатейшей библиотекой и лабораторией для научно-исторических исследований.
Эскиз макета "Молотовальной фабрики" Уктусскогго завода. Визуализация: бюро "Грачев и партнеры"
В России по аналогичной модели работает тульский Музей станка: там площадка с экспонатами оснащена сенсорными мониторами, элементами световой и звуковой инсталляции. Сами экспонаты тоже не страдают "местечковостью": наряду с тульскими станками представлены реплики паровой машины Уатта и "прялки Дженни", символов промышленной революции в Англии. Каким должен стать музей Уктусского завода, чтобы "переплюнуть" Европу?
Доктор исторических наук, профессор кафедры истории России УрФУ Константин Бугров:
- Когда мы говорим "музей промышленности", нужно помнить, что промышленное наследие очень растяжимое понятие. Есть средневековое индустриальное наследие эпохи рытья каналов или мельниц. Есть наследие эпохи промышленного переворота XVIII века, промышленности Татищева и Ползунова, есть наследие эпохи красного кирпича, паровых машин и условного Николы Тесла. Есть индустриальное наследие эпохи стекла и бетона, в котором мы живем сегодня.
Первые два типа вряд ли удивят современников древними технологиями, никак не связанными с сегодняшним днем. Музей такого завода будет этнопарком с кричным молотом и ролевой игрой в крестьянина, мастерового и солдата горной роты. А вот музей заводов более поздней эпохи может заинтересовать посетителей выставкой техники, ведь часть этих машин до сих пор продолжает нас кормить, поить и одевать, поставлять продукцию на экспорт. В таком музее должны быть и станки, и очень мощная интерактивная, познавательно-просветительская часть, рассказывающая, как эта техника работает.
Один из немногих удачных примеров "музеефикации" старинного завода – комплекс заводских корпусов на Плотинке
Организатор фестиваля Ural Music Night Евгений Горенбург:
- Любой комплекс, который делается в жилых кварталах, должен быть наполнен жизнью, а жизнь многообразна в своих проявлениях. Это должны быть магазинчики, мини-театры, дискотеки, дизайнерские и конструкторские бюро, планетарий, студии звукозаписи или чтецов-декламаторов, образовательные мини-учреждения. Чем больше будет и креативных, и производственных, и развлекательных моментов, тем больше будет "интерактивность" такого музейного комплекса. Тогда и паровой молот XVIII века, как экспонат, будет все время на глазах, напоминать об истории Урала и пробуждать местный патриотизм.
Директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский:
- Чтобы такой музей стал интересен горожанам, у него должна быть заранее проработанная научная концепция. Большинство музеев науки и промышленности в мире интерактивные, они демонстрируют посетителям не только старинную технику, но и как эта техника работала. Любой современный музей должен быть интерактивным и многофункциональным, со своей образовательной программой и техническими средствами для привлечения аудитории.
Что касается площадки на Уктусе — скорее всего, это будет музей не промышленности, а истории зарождения Екатеринбурга как поселения, своего рода "парк исторической реконструкции". Но даже такие парки лучше строить вокруг хоть какого-то физического основания. А там сейчас просто поле, требующее серьезных археологических раскопок.
За этой проходной скрываются старинные корпуса ВИЗа, имеющие статус объектов культурного наследия. Когда начнется их "музеефикация"?
Президент Уральской Ассоциации туризма Михаил Мальцев:
- Скажу как эксперт в сфере индустриально-промышленного туризма и руководитель Совета по промышленному туризму РФ: в первую очередь надо использовать передовой опыт в части создания подобных объектов за рубежом. Взять за основу успешные проекты, например, в Чехии (Долни Витковице и "Ландек Парк"). Музеи, созданные на базе металлургических производств Остравы — а они построены примерно в ту же эпоху, что и первые уральские заводы - не просто экспозиция старинных станков, а многофункциональный комплекс, где проходят концерты, свадьбы, культурные акции. Такая модель дает музею возможность не просто "выкачивать" деньги из бюджета, но и приносить прибыль в городскую казну.
Я думаю, музей промышленности "демидовского" периода — идея хорошая и перспективная, но надо учитывать множество факторов, в том числе вопрос логистики. И для создания такого музея должна быть материальная основа, объект, пусть и руинированный, чтобы было вокруг чего "плясать и двигаться". В этом смысле на Уктусе такой проект сложно реализовать, только если в рамках девелоперского развития района, используя тему завода как привлекательную историю, легенду. Иначе это будет "стройка на ровном месте", и возникает вопрос ее целесообразности.
Реконструкция старинной мельницы в музее деревянного зодчества в Нижней Синячихе
Историк, экс-директор Музея молодежи (1987-2006) Владимир Быкодоров:
- Перво-наперво, было бы неплохо запустить небольшой социологический опрос, чтобы понять, а нужно ли это городу вообще? Ведь в музей горно-заводского дела в Нижнем Тагиле очереди туристов не выстраиваются. Чтобы организовать на месте старого завода музей- заповедник, нужно многомиллиардное федеральное финансирование, и сам такой музей должен быть федерального уровня. Возникает ощущение, что цель этого проекта не столько сам музей, сколько экономическое освоение территории, и чтобы у этого освоения была яркая содержательная "сердцевина".
Мне кажется, вопрос требует серьезной проработки, особенно в условиях возможного экономического кризиса. У нас в городе есть Верх-Исетский завод, немногим моложе Уктусского, и там есть хорошо сохранившаяся инфраструктура, которую вполне можно музеефицировать. А на Уктусе придется эту инфраструктуру создавать искусственно. А вот трансформировать ту территорию в что-то вроде уральского горно-заводского диснейленда, парка развлечений с исторической спецификой — вот это, на мой взгляд, будет интересно.
Завод Турчаниновых в Сысерти
Историк, археолог Виталий Сумин:
- У нас в Екатеринбурге немало так называемых "профильных" музеев, созданных при крупных предприятиях. А вот индустриальных музеев, рассчитанных на большой поток туристов, я не знаю. Нижнетагильский горно-металлургический музей, имеющий свыше 20 филиалов, до сих пор не может найти деньги на музеефикацию старых цехов. Там есть отдельные экспозиции, например, посвященные Демидовым, а вот восстановить заводскую домну они не могут, потому что это очень затратно.
Плотина Уктуского завода не имеет статуса "объект культурного наследия", а значит, сугубо юридически это пустая площадка, которую можно занять чем угодно. Там в 2011 году проводились археологические раскопки, найденные артефакты сейчас находятся в коллекции Музея истории Екатеринбурга. Оптимальный вариант — создать археологический музей-реконструкцию, где были бы представлены памятники разных эпох (бронзы, раннего железного века, остатки культурного слоя XVIII столетия), и оборудовать этот музей технологиями виртуальной реальности.
Подготовил Евгений СУСОРОВ