Театральная пауза
Постановочный сказ.
При доме генерал-губернатора, как и положено сиятельным особам, имелся театр. Обычно на Новый год там устраивались представления для детей из сиротских приютов Бажовии, куда чудным образом попадали отпрыски чиновников. В остальное время царило запустенье, разве что генерал-губернатор выпускал побегать на сцене свою хомячишку Ху.
И тут в голову советника Лемезова пришла идея духоподъемной постановки на злобу дня. Он вызвал в театр советника Хрекова, который притащил за собой прощелыгу Хулевина, что висел на ниточке увольнения из Народной палаты.
- Он в газете служил, умеет писать, – объяснился Хреков, надеясь, что Лемезов не прознает о денежном подношении Хулевина.
- В отделе писем он чаем заведовал, да кассу взаимопомощи тиснул, за что был бит, – махнул рукой Лемезов. – Ладно, пока хозяин в отпуске отсыпается, мы ему сюрприз приготовим.
- Пить что ль бросим? – влез в разговор Хулевин.
Нет, спектакль поставим своими силами, и в нем прославим генерал-губернатора! – аж просиял Лемезов.
- Культура – это по моей части, тут я справлюсь, – потянул на себя одеяло Хреков.
- По твоей части сидеть в хозяйском шкафу и не подавать виду при гостях. Я теперь главный советник, а вы будете мои поручения выполнять, – урезонил его Лемезов. – У меня даже название есть – "После отпуска".
- А кого отпустили? – сморщился Хулевин. – Велено же было хватать и не пущать.
- Вот ведь старый истукан! Генерал-губернатор возвращается из отпуска! Тут без него хаос, неразбериха, контры всякие. А он вернулся – кулак к носу, и порядок навел.
- Ну, прям, как взаправду, – радостно хлопнул в ладоши Хреков. – А кому-то и пинком под зад.
- Это мне что ли? – разобиделся Хулевин.
- Так, спиногрызы, давайте на сцену! Массовку мы из канцелярии наберем, их дело понятное – молчи, да работу изображай. Хреков будет доклад держать, как все профукали да ушами прохлопали.
- А что сразу я-то? Вы, Лемезов, главный, вы и отвечайте.
- Еще чего! Я генерал-губернатору звезду поднесу.
- Какую еще звезду?
- Ну, вот скажет он в конце "Порядок установлен, до первой звезды!" А я тут со звездой и выйду.
- Ой, рискованно, бывали на моей памяти курьезы в подобных случаях, – подал голос Хулевин. – Будет по сценарию "до звезды", а тут что другое, в рифму вылетит. Сами знаете – что на уме, то и на языке. Я вслух-то произносить не буду, не маленькие – догадаетесь.
- Тьфу на вас, как в голову такое взбредет! Весь пафос мне сбили, - плюнул на сцену Лемезов.
- Может, нам пьесу назвать "Перед рассветом"? – блеснул очками Хреков.
- А чему тут рассветать, все давно уснуло мертвым сном, – огляделся вокруг Хулевин. – Как при немце генерал-губернаторе шторы повесили, так и висят в пыли.
- Да все равно когда-нибудь рассветет, десять лет в потемках сидим! – размечтался Хреков. – Вы-то, Лемезов, недавно у нас, шашкой готовы рубить.
- Ага, капусту! – съязвил Хулевин.
- Вы совсем ополоумели, что несете в хозяйском доме?! – возмутился было Лемезов.
- Ааа, не бойтесь, тут только мы подслушиваем, да разговоры записываем, - успокоил его Хулевин. – Себя ж сами пороть не будем, правда, Хреков?
Хреков заулыбался и радостно стал скакать на стуле, как на деревянной лошадке.
- Короче, не выйдет у вас ничего с постановкой, господин советник – кишка тонка. У нас тут все схвачено-приколочено, – Хулевин сжал кулак до хруста костяшек. – Будете рыпаться – и не таких со света сживали. Мы и генерал-губернатора переживем.
В этот момент Хреков на стуле налетел на какой-то рычаг и с потолка на Хулевина обрушился занавес. Старикашка без чувств упал на сцену.
- Врача, скорей врача!!! – завопил Хреков и убежал в сторону приемной генерал-губернатора.
- Бог шельму метит, – резюмировал Лемезов. – А нам, как в рифму, до звезды…
Иван БЕЛКИН специально для "Уралинформбюро"