АрхитЕбург "Уралинформбюро" с Никитой Демидовым и Сергеем Санком
Что делать с "царством гаражей" внутри старинного квартала?
Екатеринбург, как ни парадоксально, официально не относится к числу "исторических поселений". При этом исторический центр в городе есть. Как градостроительная единица он формировался на протяжении последних двух веков и по структуре очень неоднороден: старинные купеческие особняки могут делить квартал с ангаром шиномонтажки, а здания эпохи конструктивизма с высотной "стекляшкой".
Однако стилевой "винегрет" - еще полбеды. Сегодня многие исторические кварталы центра являют из себя "сталкерские зоны". По периметру они "очерчены" красивыми старинными особняками, а их дворы забиты гаражами, складами, картофельными погребами и бесхозными трансформаторными будками. Такое положение дел неизбежно ведет к деградации территории, потере пешеходной и транспортной связности, снижению привлекательности расположенных в квартале объектов, посетовал на состоявшемся недавно форуме 100+ TechnoBuild архитектор проектного бюро "Гордеев-Демидов" Никита Демидов.
Такой пейзаж часто можно встретить во дворах исторических кварталов Екатеринбурга
О том, как провести реновацию таких кварталов, корреспондент "Уралинформбюро" поговорил с Никитой Димидовым, а также с архитектором, преподавателем Уральского архитектурно-художественного университета, членом градсовета Екатеринбурга Сергеем Санком.
- Как получилось, что кварталы в историческом центре "заросли" неэстетичными, часто бесхозными объектами? Ошибка в планировке? Или закономерный итог отсутствия градостроительной стратегии?
Никита Демидов
Демидов: Екатеринбург до революции был городом купеческим. От тех времен в центре и сохранилась усадебная застройка. В состав усадьбы, как правило, входили постоялый двор, конюшни, служебные постройки, огороды и располагались внутри квартала. В советское время там появились коммунальные, вспомогательные сооружения. Тогда была единая градостроительная политика, и границы отдельных "субъектов" никого особо не волновали. Нужно что-то было строить – строили.
В 90-х годах прошлого века стало возможным участки под строениями приватизировать. И у небольшого квартала практически одномоментно появился миллион хозяев. Под каждый сарайчиком, под каждым гаражом, под каждым маленьким домиком образовался частный земельный участок. Если сегодня посмотреть на кадастровую карту центральных кварталов города, вы увидите лоскутное одеяло, сотканное из множества таких вот маленьких кусочков, к которым подойти и подъехать сложно, иногда невозможно. И потенциальному инвестору, желающему вложиться в развитие квартала, практически невозможно с этими собственниками договориться.
- Что будет, если проблему оставить в нынешнем виде, пустить на самотек?
Сергей Санок
Санок: Во-первых, материальная среда, созданная в этих кварталах в прежнее время, деградирует, а содержать ее очень дорого. Во-вторых, объекты, расположенные в таких кварталах, устареют не только физически, но и морально. И приспособить их к современному использованию будет или невозможно, или неэффективно.
Демидов: К чему это приведет? К тому, что каждый собственник участка боится продешевить и хочет продать его подороже. Стоимость земли увеличивается, и выкупить ее теперь могут только очень крупные инвесторы. Они такие территории чаще всего выкупают под строительство. И, чтобы отбить затраты, построят жилье, огородят двор глухим забором, или разместят там парковку. А городу и горожанам не останется ничего.
- Какие пути решения проблемы, на ваш взгляд, наиболее оптимальны?
Санок: Выход тут только один – городу нужно договориться "внутри себя", что это будет за территория: или "старый город", неприкосновенный исторический центр, или мы сохраняем какие-то знаковые средовые объекты, остальное заменяем. А с точки зрения "чистого градостроительства"… Сначала нужно разработать единую концепцию архитектурно-пространственного развития на весь центр, а уже потом внутри этой концепции рассматривать отдельные территории. И для каждой установить свои регламенты. Если мы договариваемся, что квартал будет 30-этажным – значит, так тому и быть. Если договариваемся, как в Казани, что он не должен быть выше двух этажей — значит, держимся этого решения.
Городские власти не раз пытались такой вариант осуществить. Администрация даже разработала лет 8–10 назад вместе с мастерской Генплана предложение по формированию зон пространственного развития с разными режимами. Но документ в итоге не был утвержден.
Демидов: В общественном сознании существует образ "злых инвесторов", которые хотят в центре города "навтыкать" высоток. Но центр города востребован бизнесом для развития. Нельзя "накачивать" жильем окраины города и забывать про центр. Результат будет негативный. Сегодня мы вводим ограничения на застройку в центре и тем самым стимулируем развитие жилой застройки в спальных районах на периферии города. Застройка периферии потребляет больше ресурсов и социальной инфраструктуры, там строят школы и дороги, но места приложения труда чаще всего находятся в центре города. Отсюда маятниковая миграция между центром и окраинами, которая в конце концов приводит к транспортному коллапсу.
Один из вариантов переосмысления исторического квартала в центре Екатеринбурга. Схема: проектное бюро "Гордеев-Демидов"
Возможность высотной застройки центра является характерной, исторической особенностью Екатеринбурга. Еще в советские времена, когда создавался "Большой Свердловск", в центральной части города закладывался масштаб высотности. Поэтому наше бюро разработало программу "Умножить на два". Она сформирована по аналогии программы "Большого Лондона". Суть ее в том, чтобы открыть эти территории для города, запустив внутри квартала каркас из новых улиц, переулков, площадей. Суммарно площадь общественного пространства увеличивается. Грубо говоря, между параллельными улицами 8 Марта и Вайнера (от Малышева до Радищева. – Прим. ред.) появляется еще одна улица, которой там никогда не было. Внутри этого каркаса формируется новая, в том числе высотная застройка с насыщенными первыми этажами, магазины, студии, кафе. Они придают старому кварталу новую жизнь. Бизнес в такой программе был бы очень заинтересован.
- Вот как раз один из девелоперов недавно предложил "переосмыслить" исторический квартал в границах улиц 8 Марта - Радищева - Вайнера - Малышева, построив там 30-этажную гостиницу. Буквально через неделю в квартал нагрянули бульдозеры и снесли историческое здание – флигель усадьбы Поповичевых, якобы мешавшее строительству проезда к проектируемой высотке. Как избежать подобных скандалов в дальнейшем при реновации исторического центра города?
Санок: Такая возможность есть. Но кто будет содержать и эксплуатировать квартал после его "консервации"? Тут только два варианта: бюджет (а он у нас не очень большой) или бизнес. Это в хорошем смысле слова "сумасшедшие" олигархи, которые решат кусочек этот сохранить и вкладывать туда средства. А если нет варианта сохранить — нужно, повторюсь, установить регламенты, позволяющие сберечь исторический облик центра города. Определить, на каком участке строить здания в два этажа, на каком можно строить три, четыре этажа, прописать, что при новом строительстве использовать только определенный набор материалов и так далее.
Демидов: Если ввести мораторий на развитие центра города, то он так и останется с уродливыми шиномонтажками и разваливающимися памятниками истории. К тому же мораторий этот давно действует. Сегодня с нашими градостроительными нормами в рамках "лоскутного одеяла" участков реализовать практически ничего невозможно.
Чтобы избежать конфликтов с городским сообществом, нужно заранее разработать поэтапную программу реконструкции, трансформации всего квартала. Программа должна была опубликована в открытом доступе, общественность должна ее обсудить. Возможно, в ходе обсуждения все согласятся, что для реализации идеи какими-то элементами исторической среды придется пожертвовать. Ведь сегодня эта история (со сносом флигеля. — Прим. ред.) подается однобоко: мол, снесли исторический домик для проезда к отелю. Но можно взглянуть и по-другому: в случае реализации проекта город получит новую улицу, площадь, новые связи, территории, в том числе благоустройство, скверик, аллейку.
Беседовал Евгений СУСОРОВ