Уктусский аэровокзал преднамеренно приговорили к аварии?

Экспертиза вызывает сомнения.

Снос исторического здания Уктусского аэровокзала в Екатеринбурге основан на экспертизе, в юридической чистоте которой есть основания сомневаться. Такой вывод сделали журналисты "Уралинформбюро", заинтересовавшись этим документом.

В различных инстанциях, которые сейчас вынуждены разбираться со скандалом на Ботанике, фигурируют письма, подписанные несколькими врио начальника Управления госавианадзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по УрФО (УГАН НОТБ УФО Ространснадзора). К примеру, в УФАС 11 ноября его представлял В. Фонарев, а "Уралинформбюро" 15 ноября – П. Михайлов.

Речь в них идет о заключениях, подготовленных ООО "Инженерно-внедренческий центр "Технология". Его специалисты якобы по заказу УГАН НОТБ УФО Ространснадзора дважды обследовали здание аэровокзала, построенного в середине 30-х годов. В августе 2015-го и в сентябре 2021 года они признали объект аварийным, зафиксировав "опасность обрушения конструкций".

Поскольку УГАН НОТБ УФО Ространснадзора – государственная структура, заказы на обследования должны были пройти через процедуру госзакупок. Но на сайте госзакупок ни в 2015-м, ни в 2021 году "Уралинформбюро" не удалось найти тендеров на обследование аэровокзала, размещенных надзорным ведомством. Также в истории выполненных госконтрактов ООО "ИВЦ "Технология" за последние годы нет ни слова про "Уктус".

Единственный госконтракт, заключенный Управлением в 2015 году на обследование "балансового" имущества, касался проверки в октябре состояния четырех объектов: 130-метрового железобетонного забора, трех гаражных и 89 фундаментальных строительных блоков. В роли подрядчика, по сведениям сайта госзакупок, выступило ООО "Межрегиональный центр "Спецэкспертиза".

Примечательно, что материалы обследования, вынесшего аэровокзалу приговор на списание, отсутствуют и в документах аукциона по сносу здания. Например, в проекте демонтажных работ технические заключения, выполненные специалистами ИВЦ "Технология", лишь упоминаются и кратко цитируются. Скриншоты этих заключений в проекте не представлены.

В беседе с "Уралинформбюро" представитель ИВЦ "Технология" уклонился от ответа на вопрос, сотрудничал ли когда-либо Центр с Ространснадзором в части обследования конструкций Уктусского аэровокзала.

Следует вспомнить скандал, связанный с этим зданием, которое пытаются спасти общественники Екатеринбурга. В апреле 2020 года ООО "Инвестторгстрой" девелоперов Заводовского-Погребинского планировало заключить с Управлением Ространснадзора по УрФО договор мены. "Авиаторы" получали по нему офисы в БЦ "Аврора", а девелоперы - здание аэровокзала с земельным участком под ним, что открывало им путь к сносу ради строительства ТРЦ "Золотой". Но договор не был подписан.

"Помещение в БЦ "Аврора" мы заняли в 2015 году, при подготовке к Чемпионату мира по футболу. Мы по договору пользования разместились в связи с подготовкой к приезду комиссии ИКАО (Международная организация гражданской авиации. — Прим. ред.). Мы с разрешения Минтранса переехали в это помещение", - сообщил нынешней весной в беседе с "Уралинформбюро" помощник начальника Уральского управления Росавиации Виктор Киселев.

Когда Заводовский-Погребинский не смогли забрать аэровокзал по мене, вероятно, родился план, по которому федералы должны его снести, а высвободившийся земельный участок продать с торгов (он обозначен на карте предстоящего строительства ТРЦ "Золотой"). Но для этого требуется "аварийное" заключение экспертов.


Территория, где планируется построить ТРЦ "Золотой", обозначена красным и желтым цветом. В границах красного участка расположено здание аэровокзала

Нельзя исключать, что свои обследования ИВЦ "Технология" проводил по заказу частной, заинтересованной компании, а вовсе не федерального ведомства. Ну, а "кто платит, тот и заказывает музыку".

Сейчас необходимо выяснить, кто нанимал "Технологию", потому что Заводовский-Погребинский в 2012 году нарушили законодательство в процессе строительства своего ТРЦ "Пассаж". И, к сожалению, прокуратура Свердловской области тогда не отреагировала на грубейшее нарушение Земельного кодекса РФ. Девелоперы получили в свое распоряжение громадный земельный участок в центре Екатеринбурга.


Строительство "Золотого" стартовало в 2020 году

"Уралинформбюро" просит прокурора Бориса Крылова остановить процедуру сноса Уктусского аэровокзала и тщательно проверить, кто нанимал для обследований ООО "Инженерно-внедренческий центр "Технология", насколько корректно они выполнены. А при необходимости – удостовериться, действительно ли присутствует угроза обрушения конструкций, на чем настаивают все без исключения врио начальника УГАН НОТБ УФО Ространснадзора.

Евгений СУСОРОВ

Еще в сюжете: Руки прочь от аэровокзала Уктус!