Особенности уральского гостеприимства
В Свердловской области.
Пандемия дала толчок развитию внутреннего туризма в России. Согласно данным банка ВТБ, в июне 2021 года спрос в Свердловской области вырос в три раза, а расходы путешественников оценивались в 170 миллионов рублей (также почти втрое больше, чем в июне 2020 года).
В региональном Центре развития туризма "Уралинформбюро" рассказали, что с начала 2021 года турпоток в Свердловскую область вырос на 36,5%. Количество туристов в 2019 году составило более 1,6 миллиона человек, в 2020 году было снижение на 55%, а за первую половину этого года приехало 1,2 миллиона человек. Доля зарубежных туристов составила 6% в 2019 году и 4% в прошлом.
Сказочные перспективы туризма
"В Свердловской области множество перспективных направлений для развития этой сферы. Можно развивать событийный, гастрономический, приключенческий, этнический туризм. Регион богат природными ресурсами, историческим и культурным наследием. У нас прекрасный аэропорт, где базируются практически все крупные авиакомпании, мощный автомобильный и железнодорожный транспортный узел. Есть сеть отелей и общепита. Поэтому Средний Урал имеет исключительные перспективы для развития туризма", – уверен президент Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев.
Фото: пресс-служба ТРК "Гора Белая"
По его словам, у региона немало собственных брендов, на которые с удовольствием едут посмотреть со всего мира. "Наше культурное наследие не уступает тому, что есть в популярных у туристов европейских странах, – отмечает Мальцев. – Если говорить о муниципалитетах, то интерес представляет, в частности, Нижний Тагил, там есть интересные турпрограммы, хорошо работает городской центр развития туризма. Есть Алапаевск, Каменск-Уральский. На мой взгляд, незаслуженно не рассматривается очень перспективный участок Богданович-Камышлов. Так, в Камышлове примечательная архитектура, старинные купеческие дома способны заинтересовать и зарубежных гостей. Муниципалитеты необходимо развивать, строить там средства размещения, в том числе загородные отели, хостелы. Причем по каждому из перспективных направлений на сегодняшний день нужно увеличить потенциал средств размещения не в полтора-два, а в 10 раз. Это поможет развивать программы выходного дня и пребывание туристов в летний период. И, конечно, не забыть об инфраструктуре, потому что у нас на трассах даже туалетов нет".
В Центре развития туризма Каменска-Уральского рассказали, что в городе создается спортивный кластер: есть лыжероллерная и мототрассы, горнолыжный комплекс, строится центр развития бокса. В ЦРТ отмечают, что для привлечения большего количества туристов, в том числе на соревнования международного уровня, необходимо больше средств размещения. Пока в городе есть только семь категорированных отелей – от двух до четырех звезд.
При этом вкладываться в средства размещения имеет смысл не только ради приезжающих на спортивные события. Каменск-Уральский знаменит и своей природой – Исетский каньон со множеством отвесных скал очень популярен у любителей речных прогулок. Этим жарким летом на них буквально выстраивались очереди. Кроме того, есть доступный для экскурсий колокольный завод.
Как сообщили "Уралинформбюро" в комитете по образованию, культуре, спорту и делам молодежи администрации Камышловского городского округа, сейчас в муниципалитете пять гостиниц, но только одна категорированная. Развивается событийный туризм, одно из самых крупных мероприятий – джазовый фестиваль "UralTerra Jazz". Приехать на денек послушать музыку готовы не только свердловские туристы, но и жители других регионов.
Проблема, мешающая Камышлову стать туристическим центром – недостаточно качественная дорожная инфраструктура. Организаторы экскурсий в Тюмень и Тобольск, маршруты которых идут мимо города, не завозят туристов, поскольку предпочитают ехать по хорошей федеральной трассе.
"На данный момент для жителей Екатеринбурга вопрос загородного отдыха не решен, – считает Михаил Мальцев. – Многие из них, как ни печально, едут на выходные или даже в отпуск в Челябинскую и Тюменскую области. То есть пока что уральская столица является поставщиком платежеспособных туристов для соседей. Из наших санаториев достаточно высокого уровня можно назвать только "Обуховский" и Леневку, остальное уже несколько устарело. Поэтому на Среднем Урале можно и нужно развивать санаторно-курортную отрасль".
Свердловская область набрала максимальное количество баллов из 53 регионов в ходе отборочного этапа Всероссийского акселератора по промышленному туризму Агентства стратегических инициатив (АСИ). Теперь Агентство поможет сформировать туристический продукт на базе 10 промпредприятий Среднего Урала. Это - ЕВРАЗ НТМК, ЕВРАЗ Качканарский ГОК, Северский трубный завод и Первоуральский новотрубный завод, Уралхиммаш, Уральские локомотивы, Свердловская железная дорога, Корпорация "ВСМПО-Ависма", Артинский завод, СМАК.
"Экскурсионные программы позволяют увидеть историю Среднего Урала – от старейших заводов до технологий последнего поколения. Дальнейшее развитие промышленного туризма окажет мультипликативный социально-экономический эффект для Свердловской области", – отмечает областной министр инвестиций и развития Виктория Казакова.
Взгляд из коляски
По словам председателя регионального движения "Доступная среда всем" Ольги Небесной, основная часть мест размещения для туристов с ограниченными возможностями расположена в Екатеринбурге. Руководитель инклюзивных маршрутов "Урал без границ" рассказала, что есть хостел на Вайнера, где всего четыре специальных номера. Из крупных отелей инклюзивный туризм поддерживают Novotel, "Park Inn". И самое большое количество номеров в "Park Inn" – пять.
"В городе нужен отель европейского типа, где будет не менее 25 универсальных номеров, как в европейских гостиницах. Тогда людям, которые приезжают, например, на какие-то федеральные или международные соревнования будет, где разместиться с комфортом, – говорит Небесная. – Что касается городов области, то там с номерами для маломобильных людей все еще сложнее. На ту же Чусовую нам нет доступа, потому что туристам на колясках и опорникам негде остановиться. Удаленные точки наших маршрутов приходится смотреть, мотаясь туда из Екатеринбурга. А были бы подходящие отели, остановились бы с ночевкой всей группой. Не все могут выдержать долгие переезды по несколько часов".
Она рассказала, что в рамках социального проекта "Урал без границ" развивается инклюзивный туризм для детей и взрослых. Благодаря транспортной компании "АвтоПлюсУрал" путешественники получили экскурсионный микроавтобус, оборудованный подъемным устройством. Небесная отметила, что 90 детей-инвалидов из свердловской глубинки смогли побывать в познавательно-экскурсионных турах.
"Проект только набирает обороты, нашу область посетили с семидневными экскурсионными турами путешественники на колясках, опорники, невидящие из других регионов. Таких, как Москва, Петербург, Мурманск, Волоколамск, Пенза, Дзержинск, – отмечает Небесная. – Мы являемся регионом, в котором были фундаментально проработаны инклюзивные туристические маршруты. Мининвестиций региона инициировало их разработку, а Уральский педуниверситет подготовил пять маршрутов по территории области в 2019 году. 144 туробъекта получили паспорта доступности для людей с ограниченными возможностями".
По мнению эксперта, оборудованных для инвалидов автобусов нужно больше. Она рассказала, что перед пандемией к ней обращались представители крупных турагентств, которым нужно было перевезти группу из Германии, в составе которой были люди на колясках. И для них не могли найти подходящего транспорта.
"Наш автобус на 14 мест, я думаю, что необходимы транспортные средства большей вместимости – на 40 мест. Лучше, чтобы их было несколько, как в Тюмени, например. В странах Европы все туристические автобусы оборудованы подъемным устройством. Их наличие – это признак цивилизованного туризма, его высокого уровня, к которому и нам нужно стремиться. И тогда турпоток увеличится и инклюзивный туризм станет более востребованным", – уверена Ольга Небесная.
Подобные туры дают хороший толчок для развития инфраструктуры городов и туробъектов. К примеру, благодаря включению в инклюзивный маршрут, этнопарк "Земля предков" установил пандусы, туалеты для инвалидов и спецкресла для колясочников на прогулочные катамараны.
"Минприроды сумело обеспечить природные парки туалетами для посетителей с инвалидностью. Проводились совещания, обучения по организации обустройства экотроп, логистике для маломобильных посетителей. Экотропа природного парка "Бажовские места" под Сысертью оборудована пандусами, в "Оленьих ручьях" в Нижнесергинском районе есть тропа, доступная для людей с ограниченными возможностями", – рассказала эксперт по доступной среде и универсальному дизайну.
Туринфраструктура будущего
По оценкам специалистов, туротрасль Среднего Урала обладает большим потенциалом. Но за исключением Екатеринбурга возможности территорий зачастую остаются нереализованными. Как отмечают в Агентстве по привлечению инвестиций Свердловской области, в последние годы в регионе наметился прогресс, возрос интерес к горнозаводскому прошлому уральских городов и природным красотам.
Бывший чугунолитейный завод Турчаниновых-Соломирских в Сысерти
Один из наиболее интересных примеров формирования новой туринфраструктуры – проект "Большая Сысерть", реализуемый Агентством развития Сысерти. Он включает благоустройство исторической части города, формирование туристическо-рекреационного кластера регионального значения, создание туристическо-информационного центра, исследовательско-практический проект "Креативный Урал" и фестивали "Чисто так" и "Лето на заводе". В итоге будет создана уникальная экосистема на территории уральского города, совмещающая в себе туризм, образование, производство и креативные технологии. К проекту уже проявляют интерес партнеры федерального и регионального уровня.
"Реализуя проекты туристического, ремесленнического или креативного кластера, мы должны создавать комфортные условия для представителей бизнес-сообщества во всех сферах. Где-то предприниматели смогут пользоваться инфраструктурой, где-то получать необходимую информационную поддержку. Плюс обсуждается и финансовая помощь в виде льготных кредитов и субсидий", – рассказал глава Сысертского городского округа Дмитрий Нисковских.
Открытие проекта "Лето на заводе". Фото: Агентство развития Сысерти
Примером того, что у Свердловской области огромный туристический потенциал, является желание инвестировать у местных предпринимателей. Так, владелец холдинга "Пенетрон-Россия" Игорь Черноголов с середины 2020 года реализует во многом уникальный и в какой-то степени социальный проект "Мариинские избы". Он создает в селе Мариинск, неподалеку от Ревды, эко-этнодеревню – туристический центр, где путешественники могут пожить в старинных уральских домах, отреставрированных на средства бизнесмена.
Игорь Черноголов отметил, что на реализацию проекта понадобится примерно 300 миллионов рублей. И неизвестно, когда он начнет приносить прибыль.
"Я хотел показать людям быт, жизнь настоящей уральской деревни, дать гостям Мариинска возможность самим пожить в аутентичных уральских домах XIX века, самому старому из которых порядка 170 лет, – рассказывает Игорь Черноголов. – В Мариинске и окрестностях много животных, бабочек и растений, занесенных в Красную книгу, в этих местах живут герои сказов Бажова. Мариинск благополучен в плане экологии, это самое чистое место в Свердловской области. Тут есть радоновый источник Платонида, к которому многие приезжают за целебной водой. Я видел много красивых мест в России и в мире, но именно это запало в душу, и сюда я решил вложиться".
Мариинск. Фото: Игоря Черноголова
Бизнесмен рассказал, что уже отремонтировано несколько изб. Для этого он пригласил специалистов, занимавшихся восстановлением старинных домов в Нижней Синячихе.
Чтобы добиться максимального погружения в эпоху, для проекта "Мариинские избы" было собрано много предметов быта XIX века.
"Проект постоянно совершенствуется, изменяется, чем-то дополняется. Так, мы сделали хостел для гостей, которым не по карману аренда дома, появилось овощехранилище, открываем ресторан уральской кухни, – сообщил Черноголов. – Недалеко от местной церкви выкопали небольшой прудик, рядом с которым будут проходить народные гуляния – празднования Масленицы или Яблочного Спаса. В планах создать манеж для лошадей, тир. Я думаю, что за три-четыре года мы поймем, как должна функционировать такая эко-деревня, наберемся опыта, а потом, возможно, распространим этот опыт на другие красивые и экологически чистые территории нашей страны. На самом деле я не ожидал, что проект будет так отзываться в сердцах людей. Гости едут к нам из Челябинска, Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга. У нас жили несколько дней около 40 художников – участников всероссийского пленэра, им очень понравилось. Раньше они ездили в основном за границу, но оказалось – у нас тоже есть, что посмотреть".
Бизнесмен отметил, что в Мариинск необходимо провести газ, сделать хорошую дорогу и электричество без перебоев. Если не найдутся бюджетные средства, он сделает это сам, просто понадобится чуть больше времени.
По словам Михаила Мальцева, надо сделать так, чтобы свердловчане захотели отдыхать в родном регионе, затем думать о привлечении жителей других областей и иностранцев. Он уверен, что нельзя разбрасываться козырями, которые есть в руках.
Кира АЛЕКСАНДРОВСКАЯ