Такси с уголовным прошлым

Кадр из фильма "Бриллиантовая рука"

Будьте бдительны!

Рядовая поездка на такси может стать "русской рулеткой". Часть водителей имеют криминальное прошлое, но пассажиры об этом не знают.

Мнимые таксисты

Чем отличается такси в Екатеринбурге от нью-йоркского? В США таксистом может работать только тот, кто имеет соответствующую лицензию. Их количество строго ограничено, порой лицензия передается в семье из поколения в поколение.

В России, как пел Высоцкий, "а наше дело - сел, поехал". Подключился к агрегатору такси и крути баранку, подхватывая вызовы.

"Уралинформбюро" направило запросы сервисам "Яндекс.GO", "Ситимобил", "Три десятки", "Максим" о том, проверяют ли они водителей на судимость. Пришел лишь один ответ.

"Государство не ограничивает людей, отбывших наказание, в праве работать водителями и заниматься другими видами деятельности. Справку о наличии (отсутствии) судимости выдают только лицу, которое запрашивает информацию о себе. Таким образом, организации не имеют легальной возможности проверять водителей на судимость, а закон не предполагает обязанности кандидата предоставлять такую справку при начале договорных отношений", - рассказал руководитель отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси "Максим" Павел Стенников.

Да что там справка о прошлой судимости – сложно разобраться с легальностью "здесь и сейчас".

"Три года назад в Свердловской области между региональным Минтрасом и одним из агрегаторов было заключено добровольное Соглашение, в рамках которого создана технологическая возможность взаимодействия в онлайн-режиме между информационной цифровой системой агрегатора и государственным реестром выданных разрешений. Реестр всегда существовал и существует, и любой агрегатор или потребитель может проверить наличие разрешения на конкретный автомобиль, только это делается в ручном режиме и занимает очень много времени! А вот Соглашение позволило это делать в автоматическом режиме, зная технологию работы сервиса конкретного агрегатора, - комментирует представитель Общественного совета по развитию такси по УрФО Владимир Герасименко. - При передаче заказов можно было выяснить легальность перевозчика, в случае подтверждения, что тот осуществляет перевозку без лицензии, можно было отменить заказ. Увы, другие агрегаторы сказали, что им это не выгодно, и мы получили хаос на рынке перевозок".

По его данным, 90% перевозчиков осуществляют деятельность по "своим частным правилам". Любой может скачать приложение, подключиться и начать "таксовать". И никто не гарантирует безопасной для пассажиров поездки.

Водитель "Яндекс.GO" Анна рассказала агентству, что агрегатор не занимается проверкой водителей. По ее словам, бывали случаи, когда шоферов "блокировали", а они потом выходили на линию под чужими аккаунтами.

Еще одна проблема - мигранты, которые зачастую работают по поддельным водительским удостоверениям. Проверить их подлинность практически невозможно, потому что не существует межгосударственной базы обмена информацией о водителях.

Внештатное положение

"У сервиса "Максим" нет в штате водителей такси. Они являются самостоятельными субъектами предпринимательской деятельности, контрагентами и пользователями информационных услуг сервиса заказа такси", - сообщил представитель агрегатора.

На сегодня есть две схемы ухода от ответственности. "Многие водители работают через "прокладку". Фирма, именуемая "Парк", заключает договор с агрегатором, а затем заключает договора с водителями. То есть напрямую водитель не связан с платформой такси. Любая претензия к агрегатору - тот кивнет на "Парк", будто он ни при чем", - рассказывает таксист Андрей.

Более частый вариант - самозанятые. "Они все делают под свою ответственность, и их никто не контролирует. Поэтому такой водитель может выйти на работу с температурой, не провести обработку салона, и прочее", - делится шофер Анна.

Еще одна ловушка для пассажира. Водитель при оформлении полиса ОСАГО обычно утаивает, что автомобиль эксплуатируется в коммерческих целях, так как в этом случае стоимость полиса составит 50-70 тысяч рублей. "Обычно при ДТП страховая отказывает пассажиру в выплате компенсации за полученный вред, так как водитель не указал истинное использование машины", - отмечает Владимир Герасименко.

Сами таксисты признают, что есть нарушения, но к этому их подталкивает рыночная ситуация. "Я пять лет работаю на "Ситимобил" без лицензии, - говорит водитель Евгений. - Если минимальная стоимость поездки составляет 75 рублей, о каком соблюдении закона может идти речь? Когда будет минимальная стоимость поездки 300 рублей, тогда можно требовать с шофера лицензию, прохождение врача".

Без перспектив

Участники рынка заявляют, что для проверки личности кандидатов, необходимо создать систему, построенную на данных государственных структур. Интегрированный механизм откроет доступ к информации о правонарушениях, судимости, штрафах и ДТП.

"Это будет гораздо важнее для обеспечения безопасности поездок и налоговой дисциплины, чем действующая система разрешений на работу в такси, которые выдаются на "железо" без учета личности водителя и не гарантируют вообще ничего. Такой метод успешно реализован в ряде стран и позволяет оперативно получать ответ автоматизированной системы — с какими водителями можно сотрудничать, а с какими есть риски", - подчеркивает представитель сервиса "Максим" Павел Стенников.

По словам Владимира Герасименко, при существующем лобби интересов сильных игроков сложно регулировать положение на рынке. В России так и не принят закон о введении системы наказания для агрегатора. За передачу заказа перевозчику, у которого нет разрешения, предлагался штраф до 300 тысяч рублей, а при повторном нарушении - приостановление деятельности до 90 суток.

"В то же время жесткие меры в сфере могут привести к резкому сокращению предпринимателей. Например, Пермский край вводит единый цвет для такси. Это убьет местный бизнес, потому что вырастут затраты: нужно перекрашивать автомобиль, менять регистрационные документы и так далее. На рынке останется один федеральный агрегатор. Слава богу, в Свердловской области не допустили введения единого цвета. И без того на Среднем Урале многие ушли "в тень". Три года назад в реестре было 25 тысяч разрешений на ТС, сейчас - 5 тысяч", - подчеркивает эксперт.

И над этой цифрой надо всерьез задуматься многим. Количество таксистов в регионе за эти годы точно не сократилось в 5 раз!

Между тем в Санкт-Петербурге разработали Кодекс этики таксиста, в котором названы предпочтительные требования об уровне образования, квалификации, стаже, умении выходить из конфликтной ситуации. Но классический образ "водителя до Дубровки" отличался вежливостью, а вот с законом был не в ладах.

Надежда ГААГ

Еще в сюжете: Пандемия COVID-19