Вычислить шутера

Кадр из к/ф Elephant (2003 г., реж. Гас Ван Сент)

Школы без психологии.

Бойня в казанской школе в очередной раз заставила общество вздрогнуть и начать поиск "крайних". Досталось компьютерным играм, администрации школы и торговцам оружием. Не обошли вниманием и школьных психологов – 19-летний убийца закончил школу не так давно. Почему его вовремя не смогли выявить?

"В создании безопасной среды должна быть задействована вся система – ребенок, родители, учителя, психолог, иногда и другие дети могут по-хорошему проявлять бдительность. Коллектив сверстников имеет сильное влияние. Иногда дети могут сообщать о том, что кто-то курит в туалете или привести на беседу одноклассника, принесшего игрушечный пистолет с пульками на уроки и направляющего его кому-то в лицо", – рассказал "Уралинформбюро" педагог-психолог екатеринбургской школы № 105 Тимофей Дегтянников.

Кстати, если заглянуть в должностную инструкцию, то основная задача педагога-психолога – психолого-педагогическое сопровождение учебного и воспитательного процесса. Причем первым пунктом выделяют… защиту прав и свобод обучающихся.

"Я своей задачей считаю поддержание доброжелательной атмосферы для всех участников образовательного процесса, - учеников, учителей, родителей. Стараться сделать так, чтобы до необходимости защиты чьих-либо прав и свобод не доходило. Так как необходимость в защите - это свидетельство конфликта, скрытого или явного. Конфликт важно предупредить, не допустить. А если он возник - разрешить его приемлемым образом для всех участников ситуации. Конечно, психологу в одиночку с этим не справиться. Важна работа администрации образовательного учреждения, правильный подбор учителей, контингент учеников. То есть где-то психологу работать банально проще благодаря более благоприятным условиям", – поясняет Дегтянников.

Сейчас среди подростков в каком-то смысле даже модно обращаться к психологам. Но мода эта вызвана, скорее, необходимостью, ведь многие из них слышат от родителей только дежурное "как дела?", а кто-то не слышит и этого.

"У детей сейчас острый дефицит общения со взрослыми, – отмечает бывший психолог одной из екатеринбургских школ, попросивший об анонимности. – Некоторые ученики приходили ко мне просто высказаться. Выплакаться, рассказать, как у них дела. Кому-то нужна была эмоциональная поддержка, они говорили – "можно я тут у вас посижу?". При этом в учебном заведении, где я работала, была организована своеобразная школа для родителей. Я читала лекции – сначала раз в неделю, потом раз в две недели. Их посещало человек восемь родителей из всей школы! При этом в сети люди продают аналогичные лекции за большие деньги, и их покупают, а тут бесплатная ценная информация никого не интересует. Хотя важность вклада родителей в помощь подросткам невозможно переоценить".


Фото: pixabay.com

По данным министерства образования Свердловской области, по сравнению с прошлым учебным годом количество педагогов-психологов в школах увеличилось с 685 до 770 человек. На сегодняшний день 64% школ от общего количества в регионе обеспечены штатными психологами.

"В настоящее время норматив штатной численности педагогов-психологов в общеобразовательных организациях не определен, данный вопрос прорабатывается на федеральном уровне, – пояснили в ведомстве. – Проектируемое нормирование предусматривает соотношение количества обучающихся на одну штатную единицу педагога-психолога (за исключением лиц с ограниченными возможностями здоровья) в общеобразовательных организациях 300 на 1".

Иными словами – в школе-тысячнике, которые сейчас растут одна за другой, будет не менее трех специалистов. Но обычно работа школьного психолога сводится к диагностике готовности детей к школе, адаптации их к школьному обучению, профориентации и подготовке к экзаменам. И разумеется, написанию отчетов по итогам каждого мероприятия. Найдется ли при этом время на разговор по душам.

В тихом омуте

Спустя две недели после казанской трагедии пермский школьник ударил ножом учительницу. Перед нападением он признался знакомому, что у него "едет крыша" и он хотел бы кого-то убить. При этом в школе его характеризуют положительно. И казанского стрелка тоже все знакомые называли тихим и незаметным.

"Приходя в класс для работы, я сразу интересовалась у классного руководителя – кто самый громкий и кто самый тихий, – рассказывает экс-психолог екатеринбургской школы. – Ведь часто обращают внимание только на громких, потому что они кричат о своей проблеме, а про тихих забывают. Но слишком спокойный ребенок – это очень тревожно, даже еще опаснее, чем горлопан, который хотя бы может сообщить о своей беде. А у тихих и этой возможности нет. Тут, кстати, многое зависит от внимательности классного руководителя".

По мнению судебного эксперта, клинического психолога Алисы Колесовой, пока школьные психологи являются частью бюрократической системы, толку от их работы не будет.

"Специалисты не должны выезжать на трагедию. Они должны быть здесь и сейчас. В школах должны быть не психологи, а целые психологические службы, которые системе не подчиняются, – пишет Колесова в Facebook. – Для того, чтобы работа психологов была реальной, их надо выводить за штат. Психологи, которые задавлены палочно-галочной системой, которым руководство в резонансных случаях затыкает рты под страхом увольнения, которые вместо своей работы пишут километровые бесполезные отчеты, действенную профилактику и помощь обеспечить не могут. Только в единичных случаях. Я вижу решение в организации полноценных психологических служб для школ, например, по договорам с НКО".

Так что в наших школах не только видимость образования, но и иллюзия психологической работы. А отсюда и мнение, что в советской школе были и знания, и внимание к внутреннему миру учащихся. Это, конечно, не исключало драк и конфликтов, но ходили в школу точно без ружья.

Кира АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

Еще в сюжете: Бойня в казанской гимназии