Крутая радиация
Рядом с уральской столицей.
На севере Екатеринбурга, неподалеку от мусорного полигона "Северный", за 60 лет накопились тысячи кубических метров радиоактивных отходов. Теперь там хотят заняться их переработкой – хранилища практически переполнены.
Безопасная упаковка небезопасных отходов
С 1961 года вблизи поселка Крутой, от которого по прямой всего семь километров до Верхней Пышмы, в лесу расположен пункт хранения радиоактивных отходов (РАО). Десятилетиями он не попадал в поле зрения общественности и местных жителей, накапливая радиоактивный мусор. Взгляды общественности были направлены на Новоуральск, жители которого "привыкли" ко всякого рода "радиоактивным историям", тем временем в 14 хранилищ пункта успели "набить" порядка 5 тысяч кубометров отходов 3-го и 4-го классов опасности.
Сейчас, как сообщили "Уралинформбюро" в пресс-службе Федерального экологического оператора (ФЭО, права учредителя осуществляет Росатом), хранилища пункта заполнены на 93%. И теперь на базе этого объекта компания планирует создать так называемый Уральский центр обращения с радиоактивными отходами. Новая инфраструктура предназначена для "создания безопасной упаковки" РАО с целью последующего захоронения. Как говорят в компании, переработка будет осуществляться путем сортировки, фрагментации, механической дезактивации и прессования.
Начинание, безусловно, благое, но лишь на этом в ФЭО останавливаться не планируют. Согласно техническому заданию на выполнение инженерных изысканий, планируемая мощность объекта должна составить 600 кубометров перерабатываемых отходов в год, а срок службы – не менее 50 лет. При таком темпе за полвека через предприятие может пройти 30 тысяч "кубов"! 5 тысяч "кубов" хранящихся отходов могут быть переработаны за восемь с небольшим лет.
Обращение с РАО – это не благотворительная история. Их прием "осуществляется по тарифам", размер которых в ФЭО афишировать не спешат, мол, "стоимость определяется исходя из физико-химических свойств, морфологического состава отходов и конкретных технологических операций, необходимых для приведения РАО в состояние пригодное для захоронения". Ценник на захоронение устанавливает ФАС. Захоронение 5 тысяч "кубов" отходов 4-го класса опасности в 2021 году будет стоить 260,4 миллиона рублей, а 3-го – 815 миллионов рублей.
Начать строить центр (его максимальная стоимость составляет 600 миллионов рублей) собираются в 2023 году. Ввести оборудование в эксплуатацию планируется в 2025-м после прохождения экспертизы безопасности и получения лицензии Ростехнадзора. Правда, в материалах на сайте госзакупок говорится, что заработает он уже в 2024-м.
Сейчас в Свердловской области, утверждают в ФЭО, нет предприятий, способных привести РАО "к критериям приемлемости". Поэтому модернизация, "несомненно, положительно скажется на экологической ситуации в регионе". Согласно карте ФГУП "НО РАО" (занимается, в том числе, захоронением), на Среднем Урале накоплено от 100 тысяч до 500 тысяч "кубов" РАО.
Отстойник на севере Екатеринбурга
Пункт хранения отходов с подачи Росатома может получить новую, более "яркую" жизнь. Но такому повороту событий будут явно не рады местные жители.
Архивное фото
"Уральский регион напичкан различными радиационно опасными производствами. Худший сценарий, если повезут с "Маяка" (предприятие в Челябинской области – прим. ред.), а это не так далеко. У них разные типы отходов, в 3-4 класс входит огромная номенклатура совершено различных веществ", – говорит инженер-физик, эксперт Российского социально-экологического союза Андрей Ожаровский.
При этом, как подчеркивает эксперт, даже сама перевозка отходов опасна, а Росатом, по его словам, "очень любит с одного место в другое все перевозить и как-то на этом что-то делать".
Помимо этого, по словам Андрея Ожаровского, активно используемый ФЭО термин "переработка" совершенно не подходит к РАО: "Он к радиоактивным отходам неприменим. Ничто не может сократить период полураспада. Как радионуклиды образовались, пока не "протекает" период полураспада (обычно принято отсчитывать 10 периодов), чтобы была незначительная концентрация, ничего не сделаешь".
В результате, отмечает эксперт, происходит "наклеивание привлекательного ярлыка". Например, упомянутое прессование – это лишь уменьшение объема отходов, но их радиоактивность от этого никак не меняется.
Архивное фото
Но самый главный вопрос, зачем вообще строить объект именно в этом месте. Андрей Ожаровский считает, что Росатому выгодно "распыляться", хотя нужно сокращать места накопления РАО.
"Постройте этот пункт обращения с отходами, например, в Новоуральске (там расположен комбинат "Электрохимприбор" – прим.ред.). Они привычны к работе с радионуклидами, у них есть опыт, культура работы с этими веществами, закройте на фиг ваш этот пунктик. Зачем строить новое производство здесь, а не ближе к тому месту, где будет захоронение?" – недоумевает эксперт.
Сколько бы в ФЭО не говорили о пользе новой инфраструктуры, компания может столкнуться с сопротивлением со стороны местных жителей. Поселок Крутой находится неподалеку от Верхней Пышмы и нескольких других небольших населенных пунктов, а также садоводческих товариществ. Люди там привыкли к борьбе – они давно пытаются остановить расширение мусорного полигона "Северный".
"Надо объединяться в инициативную группу и народ поднимать, иначе нам постепенно придет кирдык". "Вот это поворот. С каждым днем становится все интереснее и интереснее. Скоро будет как в том анекдоте: "А вы их дустом не пробовали?" – пестрят соцсети.
Фото: pixabay.com
Жители задают вполне резонный вопрос, почему нельзя создать этот центр в отдалении от населенных пунктов? По словам зампредседателя организации "Зеленый щит" Александра Аникина, потенциальный объект, в первую очередь, беспокоит людей в поселках Садовый и Красногвардейский.
"Мы за этой ситуацией пока наблюдаем, ждем заключения [контракта], будут понятны сроки, когда они будут выходить на [общественные] слушания, тогда можно будет какую-то протестную деятельность развивать", – отметил он.
Обращение с РАО – это история не только экологическая, но и коммерческая. И 50 потенциальных лет работы Уральского центра, скорее всего, будут экономически выгодным проектом. А это сводит к минимуму вероятность того, что мнение местных жителей кто-то будет учитывать.
Артем ПЕТРОВ