Екатеринбург в ПАТовом положении
Из-за проекта приаэродромных территорий Кольцово.
Заместитель председателя правительства России Марат Хуснуллин в конце текущей недели посетит Екатеринбург. Одним из пунктов повестки его визита, по данным СМИ, станет тема приаэродромных территорий (ПАТ) Кольцово, проект которых уже дважды получил отрицательную оценку от минстроя Свердловской области.
Согласно документу, разработанному по заказу Кольцово, территория вокруг воздушной гавани должна быть разделена на семь подзон. В двух из них (самые приближенные к аэропорту 1-2 подзоны) категорически запрещено строить что-либо, не относящееся к инфраструктуре аэропорта или не связанное напрямую с его деятельностью. В остальных подзонах (3-7) на строительство налагаются серьезные ограничения.
В январе 2021 года Гильдия строителей Урала выступила с резкой критикой документа, предрекая в случае его утверждения полную остановку строительных работ в районах Екатеринбурга южнее улицы Малышева.
В областном минстрое проект также оценили негативно. "Оценен как неприемлемый для развития Екатеринбурга и Свердловской области в целом, и также [как и предыдущий вариант проекта] получил единогласное отрицательное заключение от всех исполнительных органов власти региона и муниципалитетов, которых эта территория будет затрагивать", - заявил тогда министр Михаил Волков.
Разработчиком первой редакции проекта выступили компания "ТрансПроект СБП" (Санкт-Петербург) и Уральский центр медицины труда, экологической эпидемиологии и сертификации (Екатеринбург), однако из-за изменений законодательства его пришлось корректировать.
Вторую редакцию документа совместно с "ТрансПроектом СБП" разрабатывало ООО "Зеленый город" (Санкт-Петербург). В пресс-службе воздушной гавани в ответ на соответствующий запрос "Уралинформбюро" заявили, что новый проект "разработан в строгом соответствии с требованиями законодательства, и получил положительное заключение Роспотребнадзора", учитывает все существующие нормативные требования, включая нормы шумового воздействия, излучения и негативных выбросов.
Площадь 7-й подзоны, наиболее удаленной от Кольцово, составляет 145 квадратных километров. Максимальная ее протяженность от торцов взлетно-посадочных полос на запад - 17 километров, на восток - 15 километров.
Как сообщили "Уралинформбюро" в региональном управлении Роспотребнадзора, земельные участки в 7-й подзоне нельзя использовать "в целях размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства". Такие ограничения накладываются из-за максимально возможного установленного в подзоне уровня шума - 45-55 децибел в зависимости от времени суток.
При этом, судя по примерной карте, составленной на основе данных Роспотребнадзора, в запретную для стройки зону может попасть значительная часть Екатеринбурга: Пионерский, Центр, Юго-Запад, Вокзальный, Академический, Втузгородок, Химмаш, Уктус, Ботанический, ЖБИ, УНЦ, Совхозный, Солнечный, Компрессорный и другие микрорайоны. Большая часть этих территорий к настоящему моменту плотно застроена, причем не только жильем, но и объектами соцкультбыта, спорта и коммунальной сферы. Одних только общеобразовательных школ внутри 7-й зоны насчитывается около сотни.
Также в ПАТ Кольцово рискуют угодить множество садоводческих товариществ, город-спутник Арамиль, поселки Верхнее Дуброво, Сысерть, Большой и Малый Исток, село Косулино и деревня Большое Седельниково, рядом с которой планируется построить крупный транспортно-логистический узел для нужд РЖД.
Кроме того, "под крылом самолета" может оказаться строящийся микрорайон Новокольцовский, где будет расположена базовая площадка Универсиады-2023.
Общежития для гостей Универсиады, строящиеся в Новокольцовском. Визуализация: пресс-центр Группы Синара
Стоит отметить, что на уровне федерального кабмина осознают остроту проблемы. Так, в начале февраля текущего года Марат Хуснуллин провел совещание по перспективам строительства подмосковного ЖК "Филатов Луг", который "накрыло" приаэродромной зоной аэропорта Внуково. "Также обсудили вопрос приаэродромных территорий в целом, чтобы такая проблема не возникала в будущем", - сообщил тогда вице-премьер в Instagram.
В пресс-службе аэропорта Кольцово косвенно подтвердили озабоченность федеральных властей вопросом установления ПАТ аэропортов.
"Данная проблема актуальна в масштабе всей страны. Для ее решения требуется комплексный и сбалансированный подход к определению правил установления ПАТ аэропортов. Соответствующие изменения действующих сегодня правил обсуждаются в правительстве РФ", - заявили в воздушной гавани.
Евгений СУСОРОВ