Мусорный вирус
COVID-защита начинает атаковать.
COVID-19 громоздит проблемы. Сначала была нехватка средств индивидуальной защиты (СИЗ) – как для медиков, так и для всего населения. Теперь в мусорных баках ежедневно оказываются тонны перчаток и масок, которые несут в себе серьезную опасность для людей и природы.
Масочный груз
Маски, перчатки, респираторы в 2020 году вошли в жизнь каждого россиянина. Обычно они одноразовые и отправляются в урну в день использования. В юридическом смысле они не являются медицинскими отходами, так как не образуются в результате соответствующей профессиональной деятельности. Роспотребнадзор советует поместить использованные СИЗ в отдельный герметичный пакет, а затем выбросить как обычный бытовой мусор. В реальности все выглядит иначе.
"Тема СИЗ чревата последствиями. Человек выходит из магазина, снял маску и просто бросил ее. Идеально, если в мусорку, бывает и мимо. Но на перчатках и масках, если они соприкасались с больным человеком, вирусы сохраняются достаточно долго (по мнению ученых, до недели – прим. ред.). Плюс они относятся к неразлагаемым отходам", – отмечает председатель правления МООР "Союз Работодателей ЖКХ" Сергей Полыганов.
Тему разумного обращения с таким отходами общественники и экологи поднимают с первых дней пандемии. В частности, Greenpeace ранее призвал Роспотребнадзор создать национальную систему сбора медицинских отходов от населения. "Зеленые" в своем обращении попросили фактически приравнять маски и перчатки к медицинским отходам класса "Б" (эпидемиологически опасные отходы), организовав, в частности, их раздельный сбор в общественных местах.
Фото: pixabay.com
Согласно СанПиН, медицинские отходы класса "Б" подлежат обязательному обеззараживанию, их сбор, вывоз и утилизация проходят по особым правилам. В этой работе участвуют специализированные компании, разумеется, за плату.
Между тем председатель комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты Свердловской области Михаил Беленький пока не видит большой необходимости во внедрении трудной и сложной системы обращения с такими средствами защиты.
Хочется немножко пожалеть население, если мы сейчас будем говорить о том, что им надо утилизировать маски и перчатки особым способом… думаю, что мы к этому не готовы. Я не могу сказать, что это не опасно. Нужно просто разъяснять людям, что они сами, окружающие могут от этого пострадать", – отметил он.
Ростех увидел деньги
Не смогла пройти мимо "масочной" проблемы ГК "Ростех". Она, по данным РБК, обратилась в Минпромторг РФ с просьбой назначить свою "дочку" "Росхимзащиту" федеральным оператором по утилизации медицинских отходов, масок и оборудования.
Заместитель гендиректора ГК Максим Выборных мотивировал это тем, что отсутствие единой структуры, отвечающей за цепочку от сбора до уничтожения СИЗ, медицинских изделий и оборудования, создает масштабную практику их незаконного вывоза на полигоны ТКО. По его оценке, в России только масок нужно утилизировать 900 миллионов в месяц. А это тонны мусора.
Издание приводит оценку, что объем рынка медицинских отходов сегодня достигает приблизительно 6 миллиардов рублей. И поэтому интерес к нему вполне логичен.
На мой взгляд, не лучше ли это дополнительное финансирование пустить на действующих операторов", – предлагает Сергей Полыганов.
Михаил Беленький, в свою очередь, отметил имеющиеся возможности госкорпорации: "Конечно, любая монополия – она "анти" с точки зрения экономических законов. Когда есть конкуренция, тогда выигрывают все. С другой стороны, Ростех будет надзорно регулировать в совокупности все вещи.
Фото: pixabay.com
В Ростехе, помимо "разработки справедливой системы тарифов" (такую же фразу россияне слышали до старта "мусорной реформы"), обещают, что на средства, полученные за вывоз медицинских отходов, можно будет организовать их раздельный сбор, закупить и установить специальные антибактериальные контейнеры, предназначенные для СИЗ.
Сергей Полыганов скептически относится к этим планам. "У нас есть понятие раздельный сбор. У вас во дворе он есть? Нет. И у меня нет. А следующая ступень – это отдельные медицинские отходы. Если мы сейчас поставим контейнер под медицинские отходы, если ли гарантия, что люди именно туда будут бросать их? Нет. Туда же пойдут все остальные отходы – и пищевые, и коробки, и подгузники и так далее. Потому что люди у нас такие, раздельный сбор-то мы не можем организовать, а уж если говорить о том, что отдельно медицинские отходы складывать, то это нереально, – возвращает Ростех на землю эксперт.
По его мнению, единственный способ решения проблемы – это обязать юридические лица, где фиксируется массовое использование перчаток и масок – магазины, рынки, общепит, стадионы – предусмотреть место, куда эти отходы будут складываться.
Это предложение оправдывает опыт медучреждений. Там давно, еще до коронавируса, был предусмотрен сбор использованных медицинских масок. Во время эпидемии гриппа и ОРВИ их наличие требовали от посетителей.
Россия фактически 5 месяцев живет в "масочном" режиме. И COVID не желает отступать. Потому надо всерьез подумать, чтобы не "накрыться" проблемой переизбытка "масочного" мусора.
Артем ПЕТРОВ