Карета не приедет, можете умирать
В Югре опыт со "скорой помощью" проваливается с треском.
В вотчине губернатора Натальи Комаровой опять неладно – на грани забастовки водители скорой помощи. В Нижневартовске разгорается скандал на фоне передачи части машин "неотложки" в частные руки. Водителей обидели с зарплатой, а горожане переживают: не дай Бог серьезно заболеть – скорая может и не приехать.
Бизнес и ничего личного. Или святого?
Градус недовольства водителей растет не первый год – с того момента, когда почти половину автопарка станции скорой помощи отдали на аутсорсинг. Как пишут местные СМИ, в конце 2019 года предприниматели стали выкручивать шоферам руки, требуя перейти с работы по трудовому контракту на индивидуальное предпринимательство.
В беседе с корреспондентом "Уралинформбюро" депутат думы Югры, представитель фракции ЛДПР Виктор Сысун рассказал: "По моей информации он (новый владелец автомобилей скорой помощи – прим.ред.) в добровольно-принудительной форме заставил всех водителей открыть ИП. То есть не взял их в штат, где бы оплачивал больничные, взносы и прочее".
Это и без того усугубило положение водителей, которые, по сообщениям прессы, регулярно жаловались на задержку зарплат. По словам парламентария, в ситуацию с зарплатами вмешалась прокуратура, параллельно деятельность нового организатора перевозок скорой помощи в Нижневартовске проверяет налоговая.
Виктор Сысун объясняет, что если инспекторы установят факт ухода бизнесмена от налогов и подмену трудовых отношений, через суд налоги ему доначислят. Он разводит руками: вроде перевозка больных – забота государства. В правовом поле все чисто, не придерешься: с плеч минздрава Югры скинуто ведь не само здравоохранение, а лишь организационные вопросы.
"В таком случае лучше становится главврачу отделения скорой помощи, потому что головная боль о покупке запчастей и прочего уходит – это непрофильная его деятельность. Законодательство требует, что тендер разыгрывается по ФЗ №44. Практика - выигрывает тот, кто предоставляет услуги по самой низкой стоимости. По умолчанию считается, что качество их будет хорошим, но на практике низкая стоимость равна некачественной работе", - констатирует Сысун.
Получается, что бизнес поддержали, а какой-нибудь бабушке–гипертонику добавили стресса?
Законно, но аморально
По словам Виктора Сысуна, аутсорсинговые перевозки скорая помощь выполняет как минимум в трех городах Югры. Формально это не нарушает ничьи права. Но это - менеджмент с душком со стороны регионального Минздрава, убежден он:
У этих менеджеров стоит задача – сократить издержки, поэтому они передают скорую на аутсосринг, не задумываясь о качестве оказываемой услуги. Изначально нельзя принимать такие решения. Губернатор и власть не должны допускать аутсорсинга в скорой помощи, поскольку речь идет о человеческих жизнях".
Морально-этическая сторона вопроса тут очевидна большинству. Политической воли у власти нет, говорит депутат. Развивать что-то самостоятельно, брать на себя ответственность, тратить время сложнее, чем отдать все в чужие руки.
Если у чиновников нет такой политической компетенции, они скинут с себя всю ответственность на частников. А потом будут по 10 раз рассказывать, что все вокруг виноваты, кроме них. Идентичная ситуация вокруг строительства поликлиники в Нижневартовске на 1 100 мест. Сколько там подрядчиков уже сменилось? Конечно, власти не виноваты, нет".
Его соратник и представитель отделения ЛДПР в Нижневартовске Александр Барков тоже недоумевает: что за велосипед изобрели подчиненные Комаровой, который никуда не едет?
Угрозы невыхода водителей на смену в любой момент могут перерасти в действия и что тогда, возмущается он. Аутсорсингом в "скорой" югорские власти лишь провоцируют текучку кадров, слабое обслуживание автомобилей, а то и вовсе срыв работы скорой помощи.
"Такие серьезные службы, как скорая, спасатели, пожарные, должны оставаться под надзором власти: ремонт автомобилей, обслуживание. Водители должны зарабатывать стаж, как положено", - подчеркивает Барков.
Логично, что федеральные и региональные власти должны отвечать за реализацию конституционных прав россиян, в том числе на здоровье. Когда с них сняли это бремя?
Дора ПЕТРОВА
Еще в сюжете: Скорая на аутсорсинге
- Водители скорой Екатеринбурга возвращаются в штат благодаря меценатам
- Машины скорой помощи прошли обкатку на Урале: что думают об аутсорсинге водители?
- Скорая помощь Екатеринбурга прощается с аутсорсингом
- В Нижнем Тагиле скорая на аутсорсинге еле едет?
- Лидер протеста нижнетагильской скорой добился встречи с главой минздрава