"Собачью конституцию" с нетерпением ждут в Свердловской области

Проблемы списали на пробелы в законодательстве.

Время перемен затуманило будущее не только двуногих, но и четвероногих обитателей Российской Федерации. Как российские политики ждут поправок в Конституцию и последующих изменений избирательного процесса, так и бездомные собаки ожидают, когда региональные нормативные акты заполнят зияющие лакуны в федеральном законодательстве об обращении с безнадзорными животными.

Как сообщало "Уралинформбюро" в конце 2018 года вышел федеральный закон №498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными". Закон запретил с 1 января 2020 года умерщвлять бродячих собак и кошек, предписав при этом строить приюты для их содержания. Требования к приютам должны сформулировать региональные правительства, опираясь на рекомендации департамента ветеринарии. Проблема в том, что 2020 год уже начался, а соответствующие подзаконные акты в большинстве регионов до сих пор не приняты.

Не является исключением и Свердловская область, о чем недвусмысленно доложила председатель комитета экологии мэрии Екатеринбурга Екатерина Мурзина членам депутатской комиссии по безопасности жизнедеятельности. Именно на пробелы в законодательстве чиновники списывают собственные промахи в обращении с безнадзорными животными на территории Екатеринбурга.

Бездомная стая растет

В 2019 году на борьбу с бродячими собаками столице Урала было выделено 34,8 миллиона бюджетных рублей. Однако потратили из них, по словам Мурзиной, всего половину: с февраля по июнь контрактовка не проводилась. Контракт с единственным поставщиком услуг – ЕМУП "Спецавтобаза" – был расторгнут по требованию Федеральной антимонопольной службы в начале февраля. А потом чиновники столкнулись с лакунами в законодательстве и на несколько месяцев впали в ступор.

В результате за 18 миллионов рублей в течение года отловили 774 собаки. Для сравнения: в 2017 году за 32 миллиона рублей – 4,5 тысячи собак. При этом Екатерина Мурзина признала, что поголовье безнадзорных животных не снижается, а система ОСВВ (отлов, стерилизация, вакцинация, выпуск) пока не работает. Дело в том, что сотрудники "Спецавтобазы" забирают 2-3 месячных щенков, которых поймать легче, чем взрослых особей. Держать их в пункте кратковременного содержания можно не более 30 суток, а стерилизовать по закону – только с 5 месяцев. Таким образом, на улицы возвращают животных, готовых к воспроизводству.

Из пойманных четвероногих 385 чипировали и вернули "в среду естественного обитания", то есть на улицу. 165 животных пристроили в добрые руки, 26 возвратили прежним владельцам (собаки удрали от хозяев, пользуясь отсутствием поводка). О судьбе 198 собак чиновница умолчала. Очевидно, их подвергли процедуре, которую Екатерина Мурзина назвала "эвтаназией", проще говоря, умертвили.

Чиновница подчеркнула, что такая участь ожидала только животных, проявляющих немотивированную агрессию. Впрочем, тут же оговорилась, что в условиях передержки собаки, получающие еду и уход, могут быть добрейшими существами, а в условиях улицы их поведение способно кардинально измениться. В последнее время зафиксированы случаи нападения на людей чипированных собак. Их отлавливают повторно и усыпляют.

Кто оплатит банкет?

В 2020 году расправляться с такими "агрессорами" не получится – их положено держать до естественной смерти.

То есть мы должны наблюдать, как собака умирает в вольере?" – уточнил председатель комиссии Сергей Воронин, добавив, что для содержания крупной собаки положен вольер площадью в 2 квадратных метра.

Впрочем, в приюте, который должен быть построен в Екатеринбурге, предполагается площадка для выгула собак. Однако пока непонятно, в какую сумму выльется строительство такого объекта, так как не до конца ясны требования к нему. Очевидно только, что пункт кратковременного содержания "Спецавтобазы", переименованный в приют, закону не соответствует, поскольку не является "отдельно стоящим зданием".

Сергей Воронин сообщил, что, по его сведениям, стоимость проекта оценивается в 45 миллионов рублей. На всю "собачью деятельность" Екатеринбургу на 2020 год отпущено 34 миллиона рублей. Согласно методике сумма берется из расчета 23 рубля на жителя.

Построить приют можно за государственный счет, однако областные власти не торопятся выделять на это деньги. Нет искомых средств и у муниципалитета. Инвесторы также не готовы подписаться под проектом возведения собачьего приюта.

Были желающие, но интерес быстро угас, как только они узнали все требования", - рассказала Екатерина Мурзина. Приют должен быть рассчитан примерно на 2% "от численности поголовья, находящегося на руках у горожан".

Председатель комитета добавила, что областные власти готовятся возложить на муниципалитет аналогичные полномочия по кошкам. А это еще одно здание с отдельным персоналом и площадкой для выгула, которая полностью забрана сеткой. "Спецавтобаза", которая является региональным оператором по обращению с мусором в восточной зоне Свердловской области, и раньше не приходила в восторг от деятельности по отлову бродячих животных. Теперь же руководство предприятия и вовсе не готово инвестировать в строительство приютов, добавила Мурзина.

22 января 2020 года должно состояться заседание совета при областном департаменте ветеринарии по разработке областного порядка содержания бродячих собак и кошек. Екатеринбургские власти намерены озвучить предложения по перечню требований к приютам. Комиссия предложила направить в ведомство обращение за подписью спикера Игоря Володина с просьбой прислушаться к этим рекомендациям. Ожидается, что в конце января новую "конституцию" для бродячих собак утвердит правительство региона.

Дмитрий МИГАЛИН